Занятия по элементарным математическим представлениям. Конспекты занятий по фэмп в старшей группе по фгос. Организация работы по математическому развитию

Разина Тангатарова

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений на тему: «Веселое путешествие» (средний возраст)

Программное содержание:

Продолжать развивать элементарные счетные навыки, используя изученные числа (порядковый и количественный счет в пределах 5, умение соотносить цифры от 1 до 5 с заданным количеством предметов.

Способствовать усвоению цифровой символики (карточки с цифрами).

Продолжить учить отвечать на вопрос полным предложением.

Развивать элементарные пространственные ориентировки (справа - слева, над - под, вверху - внизу,

Упражнять в умении отгадывать загадки.

’ Развивать умение употреблять в речи обобщающие понятия: овощи, фрукты, геометрические фигуры.

Закреплять приемы раскладывания и наклеивания силуэтов.

Воспитывать интерес к занятиям, положительные эмоции от результата своей работы.

Материалы: Цифры 1-5, карточки-билеты на поезд, силуэты овощей и фруктов, рисунок леса для формирования пространственных отношений. Силуэты для аппликации, ватман, клей. Раздаточный материал: цифры 1 -5, набор геометрических фигур.

Предварительная работа: дидактические игры «Во саду ли, в огороде», «Веселая математика», «Геометрическое лото», беседа, рассматривание иллюстраций. Методы и приемы: игровая мотивация, работа с наглядным и раздаточным материалом, беседа, отгадывание загадок, дидактические игры, аппликация.

Ход занятия

I. Организационный момент

В: Ребята вы любите путешествовать?

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала вспомним, на чем можно путешествовать? (на самолете, поезде, автомобиле, корабле).

Молодцы. Ребята если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, на чем путешествовать будем мы. Слушайте: Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой,

Ведет всех за собой. (Поезд)

Правильно, ребята, мы будем путешествовать на поезде.

II. Д/игра «КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ»

Вот стоит наш поезд, ждет нас, своих пассажиров. Ребята посмотрите внимательно, чего не хватает вагонам? (Номеров).

Правильно. Который это по счету вагон? (Показывает на 1-й стол, ребенок ставит цифру 1 и так, до последнего вагона).

Молодцы! Пронумеровали вагоны, теперь они стоят по порядку. Давайте вместе посчитаем вагоны в поезде (Первый, второй, третий и т. д.).

В: Ребята, а что нужно сделать, чтобы попасть в поезд? (Купить билеты)

На разносе у воспитателя карточки с геометрическими фигурами, число которых соответствует номеру вагона. Воспитатель раздает билеты.

Дети рассаживаются в свои вагоны.

Все разместились в своих вагонах! Можно ехать!

Включается музыка.

Ш. Д /игра «Собери фрукты, овощи»

В: Первая остановка - «Деревня Простоквашино».

Дети выходят из поезда. Их встречает пес Шарик, он перепутал овощи и фрукты. Просит помочь.

В: Ребята, поможем Шарику?

Вам нужно собрать столько овощей или фруктов, сколько фигур у вас на билете. Мальчики выполняют задание за одним столом, а за другим - девочки.

Элина, сколько фруктов собрала? Почему?

Данил, сколько овощей собрал? Почему?

Шарик благодарит детей: Спасибо, ребята, помогли мне. Овощи и фрукты возьмите с собой в багажный вагон. До свиданья!

IV. Дидактическая игра на наборном полотне «Магазин игрушек»

По дороге заходят в магазин.

Ребята мы с вами зашли в «Магазине игрушек». Посмотрите сколько красивых игрушек в магазине (на наборном полотне картинки игрушек). Купить их может только тот, кто отгадает мои загадки:

1. Кручусь, верчусь, и мне не лень.

Вертеться даже целый день. (Юла)

2. Его держу за поводок,

Хотя он вовсе не щенок,

А он сорвался с поводка

И улетел за облака. (Воздушный шар)

3. Кинешь, в речку -не утонет,

Бьешь о стенку - он не стонет. (Мяч)

4. Деревянные подружки,

Все похожи друг на дружку.

В сарафанчиках цветных,

И платочках расписных.

Помогите отгадать,

Как подружек этих звать? (Матрешки)

Дети, которые отгадали загадку, покупают игрушку.

На какой полке находится это игрушка?

Между какими игрушками находится?

Какого цвета игрушка?

Какой по счету стоит?

На наборном полотне остаются игрушки.

На верхней полке осталось сколько игрушек?

На нижней полке осталось сколько игрушек?

Рядом ставятся цифры, которые дети выбирают из цифр 1 - 5, лежащих около полотна.

Ребята, магазин закрывается, а нам пора. Поезд отправляется! Дети садятся в поезд.

V. Работа с раздаточным материалом.

В: До следующей остановки очень далеко. Пока наш поезд едет, мы с вами поиграем. У каждого из вас есть набор цифр. Вам нужно разложить цифры по порядку от 1 до 5.

Молодцы, справились с заданием.

Ой, поезд остановился. Посмотрите, куда мы приехали.

VI. Беседа по картине.

В: Остановка «Лес».

Дети выходят. Воспитатель показывает картинку леса и просит детей рассказать о том, что они видят на картине.

Какой красивый лес!

Что растет слева от елки? (цветы) Сколько цветов растет слева от елки?

Кто находится справа от девочки? (бабочка)

Над березой сколько птичек?

Под березой сколько грибов?

Молодцы!

VII. Отгадывание загадок (работа с раздаточным материалом).

В: Ну, что ж, ребята, пора нам домой. По дороге, чтобы нам не скучно было, будем

отгадывать загадки.

1. Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На кольцо и на колесо

Кто же я такой друзья? (круг)

2. Три угла, три стороны

Могут разной быть длины.

Если стукнешь по углам

То скорей подскочишь сам. (треугольник)

3. Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат.

А зовут меня (квадрат)

Дети отгадывают загадки и показывают геометрические фигуры.

VIII. Итог занятия (продуктивная деятельность детей).

Вот и приехали. Понравилось вам путешествие? Что вы запомнили?

Чтоб на долго запомнить наше путешествие, давайте сделаем маршрут нашего

путешествия с помощью аппликации.

Дети наклеивают на ватман, где нарисован поезд и лица детей, силуэты игрушек, овощей и фруктов, грибов и цветов, которых встретили по пути.

Конспект комплексного занятия во второй младшей группе: «Приключения в сказочной стране Математике»

Программное содержание

Образовательные задачи:

Закрепить знания геометрических фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник;

Закрепить умение сравнивать предметы по величине: высокий-низкий, длинный-короткий;

Учить сравнивать предметы по количеству: один-много-мало;

Учить детей строить по образцу;

Развивающие задачи:

Развивать восприятие и воображение детей;

Развивать мелкую моторику рук, приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания;

Развивать словарный запас детей: мост, противоположности, куб, параллелепипед, призма, сфера.

Развивать детское воображение при создании узоров и фигур из геометрических фигур.

Воспитательные задачи :

Воспитывать любовь и интерес к математике, и конструированию.

Воспитывать у детей аккуратность при соединении деталей.

Предварительная работа:

Игры с геометрической мозаикой;

Дидактические игры на формирование элементарных математических представлений;

Конструирование детьми в свободное время.

Оборудование к занятию:

Для воспитателя: фланелеграф, би-ба-бо Сова, замок, королева Алгебра, письмо от королевы, жители страны: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, изображение геометрических фигур для фланелеграфа, ёлочки разного размера 3 шт., дорожка короткая, дорожка длинная, куб, параллелепипед, сфера, призма, указательный камень, геометрическая мозайка, магнитофон.

Для детей: индивидуальный фланелеграф, набор геометрических фигур для работы на фланелеграфе.

Ход занятия

Вступительная часть

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Рассаживайтесь по своим местам. Сегодня у нас будет необычное занятие, а путешествие по стране Математике. Мы узнаем много нового и интересного!

Звучит музыка: Рихард Вагнер «Полет валькирий», появляется Сова.

Сова: Я принесла вам письмо от королевы Алгебры.

В. : Действительно письмо, ребята, прочитаем?

Дети: Да.

В. : “Здравствуйте, дорогие ребята! На мою страну Математику напал злой волшебник Картаус. Теперь все жители страны потеряли объем и забыли как их зовут. А меня Картаус заточил в замок и я не могу им помочь! Ребята, помогите, спасите страну Математику! P.S. Сова вам поможет”

Дети, поможем королеве Математике?

Д. : Да.

С. : Вы готовы отправиться в сказочное приключение?

Д. : Да.

С. : Тогда вокруг себя вы обернитесь и в сказке очутитесь!

Основная часть

Выставляется фланелеграф. На фланелеграфе: две дорожки (короткая и длинная, ёлочки (высокая, средняя, низкая, за высокой ёлочкой указательный камень.

В. : Совушка, с чего же нам начать наш путь?

С. : Нужно найти указательный камень, Картаус спрятал его за высокой ёлкой.

В. : Дети, посмотрите, здесь три ёлочки, какая из них самая высокая?

Д. : Показывают самую высокую ёлку.

В. : Молодцы, Коля, посмотри, есть ли за этой ёлочкой указательный камень?

Ребенок снимает с фланелеграфа высокую ёлочку, под ней указательный камень.

Д. : Да, есть.

В. : На нём написано: “По короткой дороге пойдешь - всё что знал забудешь! По длинной дороге пойдешь - знания найдешь, королеву спасёшь! ” Дети, по какой дороге нам надо идти?

Д. : По длинной.

В. : А какого цвета длинная дорога?

Д. : Жёлтая.

В. : Умнички, идем по желтой дороге (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). На дороге большой паук.

Злой большой паук преграждает нам путь! (Появляется треугольник).

Треугольник: Здравствуйте, дети. Я знаю как прогнать паука, а как меня зовут забыл, помогите мне. Скажите, как меня зовут, а я помогу вам.

Д. : Треугольник.

Т. : Точно, треугольник! Спасибо ребятки! Этот паук боится бабочек, только бабочек должно быть много. Вот, возьмите, это мои братья - треугольнички они вам пригодятся.

В. : Спасибо. Ребята, давайте попробуем сделать бабочек из треугольников. Смотрите, два больших треугольника положим вот так (острыми вершинами вниз (показ, два маленьких, вот так (показ (острыми вершинами к большим треугольникам, получилась бабочка!

Сколько у нас сейчас бабочек?

Д. : одна.

В. : Это много?

Д. : Нет, мало.

В. : Сейчас вы все по очереди будете выходить и делать бабочек. Звучит музыка “Вальс бабочек”

Бабочки сделаны, паук убегает.

В. : Дорога свободна! (звучит музыка из м/ф “ Волшебник Изумрудного города”). Идём дальше. Ой, смотрите, вся дорога перекрыта ежами! Как же нам пройти, они такие колючие! (Появляется квадрат) .

К. : Здравствуйте, друзья! Помогите мне вспомнить как меня зовут, а я помогу вам освободить дорогу от ёжиков.

Д. : Квадрат.

К. : Ура! Я теперь знаю как меня зовут. Злой волшебник Картаус сломал все домики ежей и им нужно построить их заново. А мой друг, треугольник, вам поможет.

В. : Ребята, вспомните, как мы строили с вами домики. У нас есть квадрат и треугольник. Постройте каждый свой домик.

Дети на своих фланелеграфах строят домики из квадрата и треугольника.

В. : Кто построил домик?

Дети показывают свои домики и в каждый домик поселяется ёжик.

В. : Вот и свободна дорога. Продолжаем наше приключение. Вот и новая преграда - река! Ребята, как нам перебраться через реку?

Д. : Построить мост.

В. : Ну а кто же нам поможет? Появляется прямоугольник.

Пр. : Я могу помочь, только кажете мне, пожалуйста, как меня зовут.

Д. : прямоугольник.

Пр. : Наконец - то я вспомнил, как меня зовут! Давайте вместе построим мост, а мой друг квадрат нам поможет.

Воспитатель вместе с детьми строит мост через реку.

В. : Оказывается мы с вами построили волшебный мост - мост Противоположностей и пока мы по нему переходим реку нужно делать все наоборот.

Физкультминутка

Музыка группы AQUA

В. : Смотрите на меня внимательно и делайте все наоборот.

Я качаю головой - быстро

Дети - медленно

Я говорю - тихо (палец приложить к губам)

Дети - громко (широко открыть рот и закрыть ладонями уши)

Я поднимаю руки - высоко

Дети - низко

Я держу ладони далеко (показать ладони на вытянутых руках)

Дети - близко (ладони держим около тела)

Я ставлю ноги - широко

Дети - узко

У меня шаг - длинный

Дети - короткий

Я присела - низко

Дети прыгнули - высоко

Я - одна (сложить руки около груди ладонями друг к другу)

Детей - много (сделать круг руками)

Мы подошли к замку.

В. : Вот мы и пришли к замку. Как же попасть внутрь?

Появляется круг.

Кр. : Здравствуйте, друзья! Помогите вспомнить как меня зовут.

Д. : Круг.

Кр. : Я знаю как снять злые чары, нужно сложить распавшийся узор, положить всё на свои места.

Д. : Выкладывают узор геометрической мозайкой, звучит музыка Рыбникова из к/ф “Звездный мальчик”.

Заключительная часть

С замка спадают злые чары.

В. : Вот и развеялись злые чары!

Выходит королева Математика.

А. : Спасибо, детки, что освободили меня и мою страну от злого колдовства! Теперь я могу вернуть объем в мою страну.

Взмахивает волшебной палочкой. Квадрат превращается в кубик, круг - в сферу, треугольник - в призму, прямоугольник - параллелепипед.

В. : Ребята, как теперь мы будем называть наших друзей, когда они стали объемными?

Д. : Куб, шар, сфера, кирпичик, призма.

А. : Спасибо, вам, теперь я верну вас обратно в группу, где вас ждет сладкая награда.

Глазки ручками закрой,

Повернись, повернись,

В группе снова очутись!

В. : Вот наше приключение и подошло к концу. Мы с вами вспомнили всё что узнали в этом году и получили новые знания об объеме фигур. Вы все были молодцы! Награда ждет своих героев!

Литература

Развивающие занятия с детьми 3-4 лет / под ред. Парамоновой Л. А.

Путешествие в страну математики: методическое пособие для воспитателей младшей группы детского сада / Султанова М. Н.

Занятие по ФЭМП «Геометрические фигуры» 2 младшая группа

Образовательные задачи:

Закрепить знание геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат)

Учить узнавать и называть цвета

Искать в окружающей обстановке предметы, сходные по форме

Развивающие задачи:

Активизировать память, внимание, мышление.

Активизировать словарь детей: вводить в речь слова, определяющие величину предметов.

Воспитательные задачи:

Способствовать формированию интереса к математике.

Воспитывать умение слушать воспитателя,

Развивать коммуникативные навыки,

Учить детей работать небольшим коллективом дружно.

Материалы:

Демонстрационный: собачка, коробка – сюрприз, фигурки - человечки.

Раздаточный: коврики с заплатками; круги, квадраты, треугольники.

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришла в гости собачка. Ее зовут Ласка. Давайте поздороваемся с ней (дети здороваются). Ласка хочет с вами поиграть, и поэтому она принесла с собой вот такую красивую коробку. Давайте посмотрим, что лежит в этой коробке (воспитатель заглядывает в коробку и начинает загадывать загадки). Только тот, кто будет внимательным, сможет поиграть с Лаской.

2 часть. Знакомство с геометрическими человечками.

Итак, слушайте первую загадку:

Нет углов у меня и похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Угадайте, друзья, кто же я?

Дети: Круг.

Воспитатель: Верно, молодцы. А кто это у нас (воспитатель достает круглого человечка). Это круглый человечек. У него есть ручки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: У него есть ножки. Какие они?

Дети: Круглые.

Воспитатель: А что еще есть у круглого человечка?

Дети: Глазки, ротик. Они тоже круглые.

Воспитатель: Совершенно верно. А какого цвета человечек?

Дети: Человечек – желтый.

Воспитатель: А теперь найдите в нашей группе что-нибудь круглое. (Дети называют предметы круглой формы) .

Воспитатель: Слушайте следующую загадку от Ласки

Три вершины, три угла, три сторонки у меня. Кто же я?

Дети: Треугольник.

Воспитатель: (показывает треугольного человечка). Познакомьтесь, это треугольный человечек. Какого он цвета? Что у него есть?

Дети: Человечек красного цвета, у него есть ручки, ножки, глазки, ротик. Они все треугольные.

Воспитатель: А что похоже на треугольник?

Дети: Флажок, пирамидка, крыша домика.

Воспитатель:

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я….

Дети: Квадрат.

Воспитатель: Познакомьтесь – это квадратный человек. А почему он называется так?

Дети: Человек похож на квадрат.

Воспитатель: Что еще есть у квадратного человечка?

Дети: Ручки, глазки, ножки, ротик. Они квадратные.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на нашу группу и найдите что-нибудь квадратное.

Дети: книжка, окно, кубик.

Воспитатель: Ласка спрашивает у вас, какого цвета квадратный человечек?

Дети: Синего.

Воспитатель: Я думаю, что Ласке очень понравилось с вами играть. А сейчас мы отдохнем.

3 часть. Физкультминутка

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел.

Воспитатель: У Ласки тоже есть маленькие щенята, они очень любят играть, и они порвали все коврики дома. Ребята давайте поможем ласке - залатаем коврики. Игра «Залатай коврик»

Воспитатель: с этим заданием справились, молодцы.

4 часть. Практическая

Воспитатель: Ребята, а давайте маленьким щенятам Ласки построим домики. Кто знает как называются домики у собак?

Дети: Конура.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Давайте из геометрических фигур и построим конуру для щенят. Воспитатель: - Ребята, перед каждым из вас лежат геометрические фигуры. Давайте с вами еще раз их назовем.

Дети: круг, квадрат, треугольник.

Воспитатель: - Как вы думаете, из какой фигуры мы с вами сделаем стены будки?

Дети: Из квадрата.

Воспитатель: А из какой крышу будки?

Дети: Из треугольника.

Воспитатель: Но нашему щенку ведь нужно как-то попасть в свою будку, нужно сделать для него вход, поэтому возьмите круг и приклейте его в центре квадрата.

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Щенята вам очень благодарны будут, что вы сделали для него будку.

Давайте попрощаемся с Лаской, скажем ему «До свидания! »

Я думаю он еще когда-нибудь захочет к нам прийти на занятие.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, о каких фигурах мы с вами сегодня говорили?

Дети: О круге, квадрате и треугольнике

Воспитатель: Молодцы, ребята.

Смотрите, ребята Ласка ушла и оставила для вас свое угощение.

Примеры работ детей:

Конспект НОД для детей второй младшей группы (образовательная область «Познание») Тема: «Ночь». «Круг».

Программное содержание:

Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много;

Учить отгадывать загадки на основе зрительно-воспринимаемой информации;

Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.

Познакомить с частью суток - ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи;

Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры - круг; упражнять в рисовании предметов округлой формы.

Развивать ориентировку во времени (части суток). Развивать мышление, сообразительность, внимание, память.

Коррекционные задачи: Развивать остроту зрения, цвето и формо-представление, прослеживающую функцию глаз, развивать мелкую моторику пальчиков.

Материал к занятию: картинки с изображением гриба, елки, девочки; корзинка, солнце, зайка, фломастеры, листы бумаги.

Ход занятия

I часть: Воспитатель загадывает детям загадки.

Стоит Антошка

На одной ножке,

Его ищут,

А он не откликается

Зимой и летом

Одним цветом

Дать задание детям найти отгадки на рисунке и обвести их.

Спросить детей, каких предметов на картинке много, а каких по одному (гриб, елка, девочка, корзинка, солнце, зайка - по одному, много - цветов, птичек) .

II часть: Игра «Когда это бывает»

Спят медведи и слоны,

И лиса, и ежик,

Все вокруг спать должны,

Наши дети – тоже.

«Все спят» А. Барто

Жучка тявкнула во сне,

Хвостиком вильнула.

Костик, серенький коток

Спит у ножки стула.

В мягком кресле у окна

Бабушка уснула.

Мишка тоже стал зевать

Не пора ли Мишке спать.

Спросить детей, когда все спят? /ночью/.

III часть: Физкультминутка (для глаз) - предложить детям посмотреть на точку наклеенную на окне, а затем вдаль (несколько раз) .

«По ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке, (дети идут шагом)

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз - два, раз - два,

По камешкам, по камешкам (прыгают на двух ногах)

По камешкам, по камешкам

В яму - бух! (приседают на корточки)

IV часть: игра «Что бывает круглым»

Предложить детям назвать предметы, похожие на круг (солнце, вишенки,

колеса у машины) .

Внести в группу Медведя - игрушку.

Закрепить какие еще части суток знают дети.

Сказать детям, что мишка хочет нарисовать предметы круглой формы, но не знает какие. Попросить детей помочь Мишке нарисовать предметы круглой формы, кто какие хочет. Воспитатель предлагает подарить Мишке рисунки.

Ирина Агеенко
Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе

ЗАДАЧИ :

1. Закрепить представления детей о геометрических фигурах : умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине) .

2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.

3. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно.

4. Закрепить умение различать понятия длинный – короткий.

5. Развитие мелкой моторики и координации движений руки.

6. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

7. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

8. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛ : доска магнитная; письма с одной стороны украшенное цветом и с другой - геометрическими фигурами; карточки с заданиями из письма; геометрические фигуры разных цветов и размеров; мяч; числовые карточки от 1 до 10; картинки с задачами, две дорожки разной формы и длины; счетные палочки на каждой команды; ящик – сюрприз с конфетами.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас. Давайте друг друга поприветствуем улыбкой. Раздается стук, влетает воздушный шар, а на его веревочке письма разного цвета с геометрическими фигурами. Ребята посмотрите и скажите что у меня в руках? (Письма)

Да, правильно.

Ребята, а письмо не одно. Их у меня (вместе считаем) 6. Вам интересно от кого первое письмо?

Сейчас я его открою и прочту .

«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена, а дни недели забыли в каком порядке должны находится. Я за вами долго наблюдала как вы интересно играли на занятиях по математике и хочу вас попросить помочь мне. Королева Математической страны.»

Ребята, ну что вы согласны помочь Королеве Математической страны?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. Ребята у меня конвертов и в каждом из них находится задание.

Итак, первый конверт розового цвета и 1-ое задание : дети делятся на две команды по 5 человек. Игровое задание со счетными палочками.

Материалы : счетные палочки для каждой команды

Ход : воспитатель дает детям задание :

1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник) .

2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат) .

3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник) .

Второй конверт желтого цвета и 2-ое задание :

Ребята посмотрите на доску, все числа в числовом ряду перепутались. Давайте расставим их по порядку. У детей в руках цифры от 1 до 10,они должны, по очереди правильно построить цифры в ряд.

Отлично, теперь назовите соседей числа 5, 2, 8,1,4.

Третий конверт зеленогоцвета и 3-е задание : на телевизоре

Найди цветы с одинаковым количеством лепестков.

Четветрый конверт красного цвета и 4-ое задание :

Скажи наоборот. Игра с мячом. Дети сидят на стульчиках полукругом. День-ночь.

Начало-…

Радость-…

Далеко-…

Физминутка

Мы устали засиделись,

Нам размяться захотелось,

То на стену посмотрели, то в окошко поглядели,

Вправо, влево, поворот, а потом наоборот.

Приседанья начинаем,ноги до конца сгибаем,

Вверх и вниз,и вверх и вниз,

Приседать не торопись,и в последний раз присели,

А теперь на место сели.

Пятый конверт коричневого цвета и 5-ое задание : на телевизоре

Детки, посмотрите, у всех жителей волшебной страны «Математики» очень красивые домики. Давайте отгадаем, какие цифры живут в этих домиках.

Шестой конверт синего цвета и 6-е задание :

Ребята, давайте еще поиграем. Эта игра «Верно-неверно» .

Если вы услышите то, что считаете правильным, «ты и я, вместе мы друзья!» , если же то, что не правильно – дружно хлопать в ладоши.

Утром солнышко встает;

По утрам нужно делать зарядку

Нельзя умываться по утрам

Днем ярко светит луна

Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД

Ночью люди обедают

ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА

Седьмой конверт белолго цвета и 7-е задание : Развивающая игра «Фигуры»

Дети делятся на две команды, у первой команды пазл с овалом, у второй с квадратом. Нужно кто быстрее соберет, пазл правильно.

Восьмой конверт оранжевого цвета и 8-е задание :

На доске расположены геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник, цилиндр, полукруг) Ребята как называются эти фигуры? А давайте посмотрим, какие геометрические фигуры есть у нас с вами в группе ? (Ответы детей) Молодцы!

Вот и подошло к концу наше занятие и путешествие по математической стране. Друзья мои, вам понравилось? (ответы детей) . Ну, а теперь вернемся в наш детский сад. Ребята, у нас два пути обратно- прямая дорожка и волнистая. По какой дорожке мы вернемся домой быстрее? Какой путь короче? А в благодарность от Королевы Математики мы с вами получаем вот такой ящик. Интересно, что же там? (Ответы детей) Конечно это конфеты, вы сейчас пойдете к няне и поделитесь с остальными ребятами, а позже я вас позову. Дети уходят.

Письмо КОРОЛЕВЫ МАТЕМАТИКИ из МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТРАНЫ

«Здравствуйте друзья, в нашем математическом королевстве произошла путаница. Все числа перепутались в числовом ряду, геометрические фигуры забыли свои имена. Я за вами долго наблюдала, как вы интересно играли на занятиях по математике , и хочу вас попросить помочь мне.

Королева Математической страны.»

Публикации по теме:

H3]Открытое занятие для родителей во второй младшей группе по ФЭМП "В гостях у еи" Программное содержание: - продолжать учить группировать.

Кнспект открытого занятия по ФЭМП во второй младшей группе на тему: «В гостях у пчёлки Майи». Программное содержание: Упражнять в умении.

Открытое занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие по сказке «Золотой ключик» Тема: Путешествие по сказке «Золотой ключик» Задачи: Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры;.

Я предложила ребятам отправились в воображаемую страну Математика, где живут цифры, числа, задачи, примеры, часы, геометрические фигуры.

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Шрифт:

100% +

Ирина Александровна Помораева, Вера Арнольдовна Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, для организации занятий по математике в старшей группе.

В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.

В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система занятий, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности. Активизация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно-ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действий.

В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома, можно использовать рабочую тетрадь к «Программе воспитания и обучения в детском саду» «Математика для дошкольников: Старшая группа» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009).

В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов, позволяющий расширить содержание работы с детьми шестого года жизни.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь

Занятие 1

.

утро, день, вечер, ночь .

Занятие 2

.

Занятие 3

Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).

Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: .

Уточнить понимание значения слов вчера , сегодня , завтра .

Занятие 1

Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.

Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).

Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу .

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот) .

Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот) .

Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа .

Занятие 4

Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево .

Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.

Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между .

Занятие 3

Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»

Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот) .

Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов.

Занятие 4

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»

Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.

Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

II квартал

Занятие 1 (итоговое)

Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.

Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).

Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо .

Занятие 2

Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).

Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.

Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади .

Занятие 3

Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).

Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).

Занятие 4

Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.

Занятие 1

Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…»

Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.

Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры.

Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

Занятие 2

Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.

Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом .

Упражнять в последовательном назывании дней недели.

Занятие 3

Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом.

Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Занятие 4

Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника.

Занятие 1

Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Занятие 2

Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.

Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа) .

Занятие 3

Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.

Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 4

Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.

Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.

III квартал

Занятие 1

Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.

Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.

Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.

Занятие 2

Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Занятие 3

Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10.

Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед -назад, направо -налево) .

Занятие 4

Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Занятие 1

Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.

Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Занятие 2

Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

Занятие 3

Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.

Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.

Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Занятие 4

Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц.

Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Работа по закреплению пройденного материала.

Планы занятий

Сентябрь

Занятие 1

Программное содержание

Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.

Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр) .

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь .


Демонстрационный материал. Набор объемных геометрических фигур (по 5 кубов, цилиндров, шаров), 4 картинки с изображением деятельности детей в разное время суток.

Раздаточный материал. Наборы плоских геометрических фигур (по 5 квадратов и прямоугольников для каждого ребенка), рисунки-таблички с изображением геометрических фигур, двухполосные карточки.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Мальвина учит Буратино».

На столе разложены геометрические фигуры. Мальвина дает Буратино задание: «Назови и покажи знакомые геометрические фигуры». (Кубы, цилиндры, шары.) Буратино выполняет задание с помощью детей. Затем Мальвина предлагает отсчитать 4 куба и проверить правильность выполнения задания (с помощью счета); отсчитать столько же цилиндров и поставить их парами с кубами так, чтобы было видно, что фигур равное количество.

«Что можно сказать о количестве кубов и цилиндров? – спрашивает Мальвина. – По сколько кубов и цилиндров? Как сделать так, чтобы кубов стало пять?»

Дети помогают Буратино выполнить задания.

«Сколько стало кубов? – выясняет Мальвина. (Дети пересчитывают кубы.) Как вы получили число пять? (К четырем добавили один.)

Сколько кубов? Сколько цилиндров? Пять кубов и четыре цилиндра – сравните, что больше? Четыре цилиндра и пять кубов – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять?»

Мальвина предлагает Буратино установить равенство двумя способами. (Дети помогают Буратино выполнить задание.)

Буратино считает неправильно: пропускает предметы, считает предмет дважды, дает неправильный ответ.

Мальвина уточняет правила счета вместе с детьми и выясняет, сколько стало фигур и как получилось новое число.

II часть. Игровое упражнение «Сосчитай фигуры».

Буратино дает детям задания: «Отсчитайте четыре квадрата и расположите их на верхней полоске карточки. Отсчитайте пять прямоугольников и расположите их на нижней полоске карточки. Сколько квадратов? Сколько прямоугольников? Пять прямоугольников и четыре квадрата – сравните, что больше? Четыре квадрата и пять прямоугольников – сравните, что меньше? Какое число больше: пять или четыре? Какое число меньше: четыре или пять? Сделайте так, чтобы прямоугольников и квадратов стало поровну».

Дети выполняют задание любым способом и объясняют свои действия.


Физкультминутка

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения.


Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше.
И легко-легко подышим.

Потянулись на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у нас!
Раз, два, три, четыре, пять.

Раз, два, три, четыре, пять Топаем ногами.
Раз, два, три, четыре, пять
Хлопаем руками.

III часть. Игровое упражнение «Дорисуй недостающую фигуру».

Мальвина предлагает детям рассмотреть рисунки-таблички (см. пример на с. 14), определить, каких фигур не хватает, дорисовать их и доказать правильность своих решений.



После обсуждения задания Мальвина показывает пути его решения. Проверка осуществляется с помощью чередования геометрических фигур и определения их количества (их должно быть по 3). IV часть. Игровое упражнение «Поможем Буратино разложить картинки».

Буратино вместе с детьми рассматривает картинки и спрашивает: «Кто нарисовал картинки? Что делают изображенные персонажи? Когда это бывает?»

Затем предлагает разложить картинки по порядку и назвать части суток.

Занятие 2

Программное содержание

Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).

Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).

Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево .


Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал. Барабан, дудочка, счетная лесенка, 6 неваляшек, 6 пирамидок, карточка в чехле с 4 нашитыми пуговицами, большая и маленькая куклы, 2 ленты (красная – длинная и широкая, зеленая – короткая и узкая), фланелеграф, аудиозапись, ларчик со звездочками по количеству детей.

Раздаточный материал. Рабочие тетради (стр. 1, задание Б), цветные карандаши.

Методические указания

I часть. Игровое упражнение «Отсчитай столько же».

«Сколько неваляшек стоит на столе? Почему вы отсчитали столько неваляшек?»-спрашивает воспитатель.

Задание повторяется 2 раза с помощью разных музыкальных инструментов.

Воспитатель уточняет правила счета предметов на ощупь. После выполнения задания задает детям вопросы: «Сколько пирамидок вы отсчитали? Как проверить правильность выполнения задания?» (Ребенок вынимает карточку из чехла, и дети соотносят количество пуговиц на карточке с числом пирамидок на ступеньке счетной лесенки.)

II часть. Игровое упражнение «Раскрась столько же» (выполняется в рабочей тетради).

Воспитатель предлагает детям закрасить столько кружочков, сколько неваляшек (пирамидок) нарисовано на картинке.

После выполнения задания уточняет: «Сколько кругов вы закрасили? Почему столько?»

III часть. Игровое упражнение «Завяжем куклам бантики».

Воспитатель обращает внимание детей на ленты, расположенные на фланелеграфе: «Чем отличаются ленты? Одинаковые ли они по цвету? Что можно сказать о длине лент? (Предлагает сравнить ленты по длине и уточняет правила сравнения: ленты надо положить друг под другом, подравняв их с левой стороны.) Какая по длине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по длине зеленая лента по сравнению с красной?» (Воспитатель дает образец ответа: «Красная лента длиннее зеленой ленты».)

Что можно сказать о ширине лент? (Предлагает сравнить ленты по ширине, расположив их так, чтобы верхние или нижние края лент были на одной линии.) Какая по ширине красная лента по сравнению с зеленой? Какая по ширине зеленая лента по сравнению с красной? Покажите широкую (узкую) ленту. Какая лента подойдет для бантика маленькой кукле? Какая лента подойдет для бантика большой кукле?»

Воспитатель завязывает бантики и выясняет, почему красный бантик получился большой. Выслушивает ответы детей и обобщает: «Красный бантик получился большой, потому что лента длинная и широкая».

Воспитатель предлагает детям рассказать о размере зеленого бантика.

IV часть. Игровые упражнения «Правильно пойдешь, клад найдешь».

«Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти», – говорит детям воспитатель.

При помощи считалки выбирается ведущий.


Кады-бады
Налей воды,
Корове пить,
Тебе водить.

Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивает направо и делает еще три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки (звучит музыка).

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Воспитатель: Пушкарева О.А.

Тема: «Спасем нашу дружбу»

Цель: закрепить элементарные математические представления; воспитывать сплоченность, взаимовыручку.

Задачи:

Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10, знание соседей числа;

Формировать навыки ориентации на листе бумаги;

Закрепить знание дней недели;

Закрепить знание геометрических фигур и их отличительных признаков;

Развивать внимание, мелкую моторику пальцев;

Развивать умение отвечать полным ответом, подбирать описательные прилагательные;

Формировать умение проводить самооценку.

Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация, физическое развитие.

Материал: Клубок с запиской, пакет с заданием, карточки с цифрами, листы белой бумаги Ф – А 4, образец задания на ориентацию на листе бумаги, звездочки розового и зеленого цветов.

Ход.

Дети входят, здороваются с гостями. (Катится клубочек).

Воспитатель : Дети, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить? Ой, а в клубочке – записка. Давайте прочитаем.

«Я волшебница Гингема – злая и коварная. Я забрала в вашем детском саду Дружбу. Хочу, чтобы вы стали злыми, непослушными детьми и все перессорились! Если вы хотите свою дружбу спасти, то должны выполнить трудные задания, а я буду за вами в волшебное зеркало наблюдать. Путь к заданиям вам покажет волшебный клубок».

Воспитатель : Дети, что же делать?

Дети: Надо дружбу выручать!

Воспитатель: Хорошо, что у меня есть карта, которая укажет нам путь. Но на карте две дороги – синяя и зеленая. На синей нас ждут 5 заданий-приключений, а на зеленой дорожке 6 заданий – приключений. Где приключений больше?

Дети: на зеленой дорожке.

Воспитатель: А на сколько приключений на зеленой дорожке больше, чем на синей?

Дети: на одно приключение больше. Число 6 больше чем число 5 на одну единицу.

Воспитатель : Какую дорожку мы с вами выберем?

Дети: Зеленую дорожку, там приключений больше.

Воспитатель: Итак, первое задание «Встань по порядку». На ковре хаотично раскладываются цифры. По сигналу дети поднимают по одной цифре и встают в ряд по порядку (1-10). Затем по сигналу разбегаются врассыпную и по сигналу встают в ряд в обратном порядке (10-1).

Воспитатель : Задание второе: «Назови соседей». Перед детьми плакат, на котором цифры: 5…7; 8…10; 4…6; 3…5; 2…4; Соседи, каких цифр здесь написаны?

Дети: 6;9;5;4;3.

Воспитатель: Третье задание. Загадки о геометрических фигурах.

    Нет углов у меня, а похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку, на кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (круг)

    Три мои стороны могут разной быть длины.

Где стороны встречаются – угол получается.

Что же вышло, посмотри, ведь углов-то тоже три. (треугольник)

    Он похож на яйцо или на твоё лицо.

Вот такая есть окружность – очень странная наружность.

Круг приплюснутым стал, получился вдруг…(овал).

    Я фигура хоть куда очень ровная всегда.

Все углы во мне равны и четыре стороны.

Кубик мой любимый брат, потому что я …(квадрат).

Воспитатель: Молодцы. А теперь отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья,

Мы сейчас пойдем на право,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем!

Воспитатель: А сейчас следующие, четвертое задание «Ориентация на листе бумаги». (Рисование геометрических фигур). Дети, вспомните, пожалуйста, где у листа центр, углы, стороны – верхняя, нижняя, правая, левая. Я буду 2 раза повторять задание, а вы выполняйте на листах бумаги.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А теперь проверьте правильность выполнения, сравните свои работы с образцом. Молодцы!

Воспитатель: Следующие задание. Давайте вспомним дни недели.

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила,

Всех друзей я в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Затем воспитатель задает вопросы: что делала в среду, (пекла калач), что делала в первый день недели (В понедельник я стирала) и т.д.

Воспитатель: Дети, вы все молодцы, хорошо выполняли все задания. А теперь задание, наверное, самое трудное. Злая волшебница, хитрая и коварная хочет проверить какие вы честные и правдивые. Вам сейчас нужно будет подумать, как вы считаете, как вы справились со всеми заданиями. Кто считает, что не сделал ни одной ошибки возьмёт себе розовую звездочку, кто считает, что ошибался – возьмет зеленую.

Дети подходят к столу и берут звездочки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все поступили честно, были умными, сообразительными и дружными. И теперь волшебница Гингема расколдует и отпустит нашу Дружбу обратно к нам в детский сад.