Условия реализации познавательного развития по фгос. Познавательное развитие в дошкольном возрасте. Главные критерии познавательного интереса

Самая незабываемая и познавательная пора - это детство. Время поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Каждый, кто столкнулся с маленькими любознательными малышами знают, что это время «почемучек»: очаровательных детей, жадно ищущих ответы на мучащие их вопросы. Маленький ребёнок-исследователь окружающего мира природы. Он познаёт этот мир с помощью личных ощущений, действий, переживаний, посредством его хотя и маленького, но жизненного опыта.

Сегодня развитие познавательных способностей дошкольников - это злободневная проблема современного мира. Важным этапом является развитие у малыша мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему.

Развитие дошкольника

Если на свет появился здоровый малыш, то он имеет врождённый познавательный интерес, благодаря которому он адаптируется к новым условиям жизни. Со временем интерес превращается в познавательную активность, которая и отвечает за путь познания ранее неизведанного. Дальнейший рост и развитие приводят к становлению познавательной деятельности у ребёнка, которая присуща взрослым людям.

В течение детского возраста до наступления школьного периода познавательная активность позволяет сформировать первый образ окружающего мира. Формирование очертаний мира происходит благодаря развитию следующих компонентов:

  • познавательные процессы;
  • информация;
  • отношение к миру.

Все составляющие области познания имеют сильную взаимосвязь. Нельзя забывать, что познания малыша и взрослого человека не имеют практически ничего общего. Взрослый человек окружающее воспринимает умом, а маленький - эмоциями. Если взрослые люди изучают сначала информацию, затем отношение, то дети абсолютно иначе: на первом месте стоит отношение, а уже потом информация . Соответственно, приступая к работе по развитию познавательного аспекта, следует не забывать о возрастных особенностях детей.

Познавательное развитие дошкольников раннего возраста

Познавательный процесс начинается с самого рождения и условно может быть разделён на следующие этапы:

  • Первый год жизни - в это время малыш, заручившись поддержкой мамы или того, кто её заменяет, знакомится с окружающим миром. И её задача состоит в обеспечении как ухода, так и положительных эмоций для крохи. С этой задачей помогут справиться хорошая музыка, яркие игрушки, ласковый голос, приятный аромат в квартире.
  • Один год-два года - в этом возрасте дети умеют делать различия между тем, что им нравится, а что нет. В это время стоит закрепить ранее изученное и обучить новым навыкам.
  • До трёх лет - в этом возрасте, когда у малыша отмечается начало формирования мышления и интеллектуальных способностей, ребёнок целиком погрузится в познавательный процесс. Познавательное развитие этой возрастной категории, как правило, протекает с помощью игры.

Познавательное развитие дошкольников - вторая младшая группа

Восприятие мира ребёнком трёхлетнего возраста базируется на предметном содержании реальности . Мир состоит из разрозненных конкретных предметов, объектов, явлений. Познание малыша работает по принципу: что вижу и с чем соприкасаюсь, то исследую. Предметы рассматриваются им с двух ракурсов: ему интересен как их внешний облик, так и внутренние параметры. Но понять самостоятельно скрытые параметры предметов дошкольник трёх лет неспособен.

Дети, возраст которых соответствует второй младшей группе, начинают формировать первые связи и зависимости - взаимосвязь между внешними и внутренними параметрами объекта. Они начинают осознавать роль и значение различных объектов в их жизнедеятельности.

Детям этой возрастной группы хотя бы один раз в течение месяца проводят экскурсию по территории детского сада, на которой они знакомятся с аквариумом и его жильцами, предметами интерьера, птицами и прочим. Поскольку дошкольники любят подарки, то в этот период им интересны дары природы - красивые осенние листочки, ягоды рябины, снежинки, морозные узоры на стекле, первые весенние цветы, пробивающиеся из-под снега и прочие.

Формируется схема «исправляем - помогаем» кто-то огорчился, то его следует утешить, а когда что-то стало неисправно, то стоит отремонтировать. Очень важно понимать, что познавательное развитие заключается не только в занятиях, существенную роль в развитии познавательной активности дошкольника играют верно запланированные и осуществлённые мероприятия обычной жизни: индивидуальные разговоры и в группах, наблюдения, изучения строения собственного тела, уход за комнатными цветами.

Средняя группа

Когда малышу исполняется четыре года, его развитие претерпевает существенных изменений. Это обусловлено рядом факторов: изменения в строении мозга, совершенствование процессов психики, высокий уровень речевого овладения, формирование какого-то запаса образов о непосредственном окружении. Соответственно, происходит переход познавательного развития на следующую и более высокую ступень, которая качественно отличается от предыдущей.

Для четырёхлетнего малыша становится возможным верно воспринимать и усваивать информацию, которую он получил с помощью слов . Такого рода перемены в познавательном развитии дают возможность ребёнку переходить границы близкого окружения. Впереди него ждут множество знаний и открытий, перед которыми должна пройти подготовительная работа, чтобы облегчить восприятие информации на вербальном уровне. Процесс делится на два этапа:

  1. дошкольнику предоставляется информация в словесной форме о каком-то предмете или явлении;
  2. предмет или явление демонстрируется малышу, при этом показ сопровождается повторным рассказом.

Этот новый познавательный приём даёт возможность детям как узнавать, так и осознавать разнообразную информацию о мире. Каждый воспитатель, родитель имеет право самостоятельно выбирать содержание, предлагаемое детям для познания. Вместе с тем следует принимать во внимание ряд условий относительно предлагаемого содержимого:

  • оно должно базироваться на опыте и тех образах об окружающем мире, которые у детей уже имеются;
  • информация должна подаваться только вызывающая интерес и позитивные эмоции у самого взрослого человека, и в которой он очень хорошо разбирается;
  • приоритетность должна отдаваться объектам и явлениям, живущим в непосредственной близости.

Детям дошкольного возраста, находящимся в средней группе, вводят и закрепляют понятие «последовательность». Демонстрируется, насколько важно соблюдать последовательность в жизни. Это период идеален для знакомства с разными видами трудовой деятельности и встречами с интересными людьми. Проходит знакомство как с внешним видом предметов, так и с качественными параметрами рукотворных материалов - бумага, ткань, стекло и прочие. С этой целью ведётся работа по созданию коллажей и макетов, включающая 3 этапа:

  1. повторение таких общих черт определённого места, как грунт, горы, вода, снег и лёд, в сочетании с некоторыми значимыми зависимостями - низкая температура, лёд;
  2. заселение повторённого ландшафта типичными для этой среды обитателями с учётом значимых связей;
  3. включение в эту схему человека и определение его взаимоотношений с окружающим миром.

Для этого возраста характерно формирование избирательных интересов у детей. Поэтому важным моментом является участие ребёнка в выставке «Моя коллекция», где представлены работы детей в соответствии с их личными интересами - вкладыши, календари и прочие.

Старшая группа

Мир ребёнка дошкольного возраста, состоящий из ближайшего окружения, прочен и понятен. В его сознании накопилось довольно большое количество информации, требующей постоянного пополнения. Этим объясняется тяга детей этой возрастной группы к расширению познавательных горизонтов реальности, постижению существующих в мире связей и взаимоотношений, утверждению в собственном отношении к миру вокруг них . Им интересны новые информационные источники.

Следует выделить следующие средства и способы познания мира, которые присущи этому возрасту:

  • посредством действий и собственного практического опыта;
  • через слова - рассказы взрослых;
  • с помощью книг и телепередач с содержанием познавательного характера.

Родители и педагоги в этот период должны обратить внимание на одну из главных задач, заключающуюся в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Часть предметов ждёт малышей с начала учебного года, другая появляется с течением процесса знакомства с ними.

Дети в пятилетнем возрасте имеют психический и интеллектуальный уровень, позволяющий приступить к первичному элементарному усваиванию таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время» . Познание таких терминов начинается с ознакомления дошкольников с картой, глобусом, разнообразными символами и знаками . А также осуществляется дальнейшая отработка уже постигнутых понятий: климатические зоны, ландшафтный рельеф и прочие.

Среди серьёзных тем стоит выделить «время», являющееся сложным понятием, которое и сейчас не имеет определения. Детей этого возраста необходимо учить фиксировать время по часам и различным календарям, делать собственный календарь дневного распорядка, знакомить с прошлым на примере динозавров.

Для углубления и расширения представлений детей о живой и неживой природе, следует классифицировать информационный запас по блокам . Например, к живой природе относятся царства растений и животных, которые, в свою очередь, также имеют свои разделы: дикие растения и культурные растения, дикие и домашние животные. Информация из области знаний о неживой природе подаётся также систематизировано - атмосферные явления, солнечная система, времена года и прочие.

Взрослые, развивая познание детей этого возраста, должны пользоваться следующими приёмами:

  • разговоры с малышами на познавательные темы;
  • детальное рассмотрение проблемных ситуаций и загадок;
  • демонстрация, обсуждение картин, телевизионных передач видеороликов, фильмов;
  • детальные, грамотные ответы на вопросы детей, связанные с познавательными темами.

Подготовительная группа

Когда дети преодолевают шестилетний рубеж, у них имеется большой запас сведений о нашем мире. Задача взрослых состоит в том, чтобы направить познавательный процесс на налаживание порядка информации по содержанию, формирование осмысленных причинно-следственных связей, становление отношения к миру с положительной стороны. При этом стоит понимать, что упорядочивание по содержанию представляет собой разделение накопленной и получаемой информации о мире по сферам познания, ориентированным на конкретный блок знаний - историческая, географическая, культурная и прочие сферы.

Итак, познавательное развитие детей дошкольного возраста является процессом не только очень увлекательным, но и непрерывным . Познание мира малышом начинается сразу после его рождения. Само строение головного мозга человека предполагает постоянное принятие каких-либо сведений, их обработку, в результате которой происходят сложные процессы накопления, игнорирования и удаления информации. Но для правильности формирования родители должны постоянно находиться рядом, чтобы направлять в нужном русле.

Активное включение ребенка-дошкольника в различные виды деятельности, расширение круга его взаимоотношений со взрослыми и сверстниками способствуют быстрому развитию и совершенствованию многих психических познавательных процессов. (Асеев, С. 68)

Это относится, в частности, и к сенсорному развитию, т.е. развитию ощущений, восприятия и образного представления.

Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны – 1) усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений и 2) овладение новыми действиями восприятия, ощущения, позволяющими все более полно и расчлененно воспринимать мир. (Мухина, С. 222)

Раскрывая суть первой стороны сенсорного развития, необходимо усвоить, что в дошкольном возрасте происходит переход от применения собственного сенсорного опыта ребенка (эта фигура как «домик») к использованию общепринятых сенсорных эталонов , - это выработанные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений, - цвета, формы (эта фигура – треугольник, а раньше было – «домик»), величины предметов, их положения в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т.п. (Мухина, С. 222)

В 1-ой половине периода ребенок начинает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления – сенсорные эталоны и наглядные модели (выделение и отображение в наглядной форме связей и отношений между предметами и явлениями).

Так, в 3 года ребенок знает, что такое «цвет», ориентируется в звуках (высота, долгота);

4 года – знает форму, а на 5-м году начинает зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому способствует аппликация и конструирование из кубиков);

5 лет – дети хорошо владеют представлениями о цветах, геометрических формах, отношениях 3-4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Однако, самое трудное для детей – усвоение эталонов величины, т.к. они не владеют хорошо системой мер. Вместе с тем, восприятие в этом возрасте имеет и несовершенства: 1) дети не учитывают ряд свойств предметов или учитывают их неправильно. Это связано с тем, что четкие представления складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Например, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы может воспринимать как квадраты; 2) дети затрудняются последовательно обследовать (например, осмотреть) предметы, объекты и беспорядочно перескакивают с одной фигуры на другую.

Но к 6 годам, ребенок уже умеет планомерно и последовательно обследовать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами, пользуясь при этом только одним зрительным восприятием.

Итак, усвоение сенсорных эталонов – это только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов.

Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой, – это усвоение новых и совершенствование имеющихся действий восприятия, или перцептивных действий.

Развитие перцептивных действий проходит в 3 этапа:

1 этап , когда процесс их формирования начинается с практических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Для более успешного и быстрого прохождения этого этапа целесообразно предлагать для сравнения сенсорные эталоны. Это этап внешних перцептивных действий;

2 этап - перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Эти действия теперь осуществляются при помощи соответствующих движений рецепторных аппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемыми предметами;

3 этап наступает, когда перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными, их внешние звенья исчезают, а восприятие извне начинает казаться пассивным процессом. На самом деле этот процесс активен, протекает в сознании и в подсознании ребенка. В результате внешнее перцептивное действие превращается во внутреннее умственное действие. (Немов, С. 84)

Усвоение перцептивных действий ведет за собой развитие других способностей.

Таким образом, возникают внутренние действия восприятия , но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних действий восприятия, то ребенок возвращается к внешним действиям.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и времени, и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность: представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и легче дается ребенку). Под руководством взрослого дошкольник формирует понятия: -лево/право- (по своей правой руке ребенок определяет местоположение других объектов: например, узнать, где находится правый глаз, ребенок может ориентируясь на свою правую руку); -между-, -перед-, -возле-, -над, под, внутри, около- и т.п. Важно, чтобы парные отношения (например, -над/под-) усваивались одновременно, т.к. это легче для понимания ребенком. Определенные сложности в усвоении этих отношений связаны с эгоцентрической позицией дошкольника.

Внимание . За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти . Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

    на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов. (Мухина, С. 254-257)

Воображение ребенка связано в своих истоках с зарождающейся в раннем детстве знаковой функцией сознания, т.е. символической функцией. Дальнейшее развитие символическая функция получает в игровой деятельности, где символизация – одна из структур игры. (Немов, С. 88)

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные ранее впечатления в виде образов. Например, ребенок скачет верхом на палочке, и в этот момент он всадник, а палка – лошадь. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, похожего на лошадь и пригодного для «скакания», и не может преобразовать палку в лошадь, пока непосредственно не скачет на ней.

Постепенно происходит интериоризация – переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет, а представлен в уме (палка, как лошадь уже не нужна, т.к. она в сознании представлена). Этот момент и есть зарождение процесса воображения как психического процесса. (Мухина, С. 258)

В старшем дошкольном возрасте воображение из репродуктивного превращается в творчески преобразующее. Оно соединяется с мышлением, начиная выполнять познавательно-интеллектуальную функцию, становится управляемым.

Кроме этой функции, воображение имеет и аффективно-защитную роль. Благодаря познавательной функции воображения ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения состоит в том, что через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий. Эта функция является основой для снятия тревожности, страхов ребенка при помощи тренинговых занятий. (Немов, С. 89)

Мышление . Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако, нужно помнить, что основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

    ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

    ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

    Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

    В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

    Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

    Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

    Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

    Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

Речь . Основная линия развития речи в том, что она становится более связной и приобретает форму диалога. Такжеситуативность речи , характерная для раннего возраста, заменяетсяконтекстной речью . Ситуативная речь отличается тем, что для нее типично выпадениями подразумевающегося подлежащего. Оно заменяется местоимением. Речь так и пестрит словами «он», «она», «они», «там». Например: «Там был флаг. Там была вода далеко на улице. Там мокро. Там мы шли с мамой» и т.п.

Затем, по мере расширения круга общения и с ростом познавательных интересов ребенок овладевает контекстной речью, которая может полно описывать ситуацию. Однако, ситуативная речь не исчезает, а используется только в тесном кругу, где все понимают о чем идет речь.

Следующей особенностью речевого развития является самостоятельная форма речи – монологическое высказывание.

Еще одна особенность состоит в том, что в дошкольном возрасте отличается развитие речи «про себя» (эгоцентрической) и внутренней речи.

Особый интерес представляет внутренняя речь, поскольку она является носителем понятий. Внутренняя речь развивается из эгоцентрической, когда речевое высказывание ребенка перестает сопровождать его действия, а переносится во внутренний план (конец дошкольного детства).

Интересен тот факт, что, хотя дети знают и умеют пользоваться уже многими словами (до 8000 слов), но они еще не совсем понимают его как слово, что-то обозначающее, т.е. не осознают его функцию, не разделяя глаголов, прилагательных. Поэтому на вопрос «Сколько слов в предложении?» - ребенок ответит «Одно», т.е. все предложение. Это происходит к 5-6 летнему возрасту, и дети овладевают правилами грамматики родного языка.

К 3 годам ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500; в 6 лет ребенок знает 3-7 тысяч слов, а употребляет около 2000 слов. Словарь ребенка содержит все части речи, умеет правильно склонять и спрягать. К 5-6 годам при условии обучения ребенок справляется с фонематическим (звуковым) анализом слова.

Появляется объяснительная речь – способность, например, передать содержание и правило игры, разъяснить что-либо

В дошкольном возрасте начинает формироваться и письменная речь.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Организацию и решение познавательных задач;

Применение экспериментирования в работе ДОО;

Использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.

Что дает познавательная деятельность

В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.

Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.

В результате этого активизируются психические и развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности.

В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.

Что такое ФГОС

Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.

Задача воспитателя - не подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения.

Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.

Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение.

Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения. По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить.

Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение - это дорога к творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности.

Как часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.

Познавательное развитие в ДОУ по возрастам

С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.

Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.

Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой.

В более старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый план после 5-ти лет.

А как же малыши?

Особенности познавательного развития у двух-трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей обстановкой.

Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими, простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к примеру: форма, цвет, материал, величина.

Детки особо охотно играют с игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать вещами, подражая маме или папе.

Средняя группа

Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие словарного запаса.

Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу.

Весь необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.

Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры.

В течение года материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.

Не забываем об эксперименте

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой во время умывания, прогулки, игры, занятий.

При умывании легко объяснять детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно.

Интересно сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной», когда светит солнышко.

Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте им Темы по познавательному развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство мира.

Октябрь 31st, 2014 admin

Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей , которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию .

    Спасибо, обязательно напишу!

Бела Геннадьевна, опять я, с ОП! Здравствуйте!) Скажите пожалуйста, в каких случаях мы можем сделать ссылку на примерную ОП, не прописывая в своей ОП?! И как грамотно это сделать?

  • Наталья, все основные позиции, которые обозначены во ФГОС нужно прописать. Я знаю, что коллеги пишут всё в программе (без ссылок) и даже метод обеспечение (лит-ру) на нескольких листах. Но это не значит, что нужно переписывать 200 страниц. Программа должна быть чёткая, без «воды», со схемами и таблицами.

    • Ой, Бэла Геннадьевна, ладно, если бы «вода»! В голове «каша», да еще и с «маслом — масленым»))) В одном вроде разберешься, в другом стопор. Так хочется, программу в 3-и страницы с одними ссылками на примерную)))

      • Наталья, с таким хорошим чувством юмора у Вас всё получится!

Кто-нибудь писал список дидактических пособий, в кабинете логопеда, по пяти областям ФГОС?

Здравствуйте,Белла Геннадьевна. В этом году выхожу на аттестацию. Помогите,пожалуйста,сформировать тему «Формирование основ экологической культуры в процессе краеведческой работы». Затрудняюсь в постановке задач по этому направлению. Спасибо.

забыла написать…»детей дошкольного возраста»

  • Ирина, тема хорошая. Задачи могут быть такие:
    1. Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников.
    2. Формирование первичных представлений о природном мире своей малой родины (или своего региона).
    3. Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.

Большое спасибо. А в теме — направление,название ничего не надо менять?

  • Ирина, можно ничего не менять. Может быть, вместо слова «работы» написать слово «деятельности». Это на Ваше усмотрение.

Белла Геннадьевна,спасибо большое. Думаю, что возникнет еще куча вопросов.

  • Ирина, если возникнут вопросы, то пишите.

Здравствуйте! Очень хочется провести педсовет, который состоится в конце февраля нетрадиционно, через деловую игру, включая подвижные, мобильные игры. Смотрела в интернете разные деловые игры, все одно и то же, задания не интересные, однотипные. Посоветуйте, что-нибудь. У нас всегда проходят педсоветы очень серьезные, все устали от этого. Сейчас хочется легкого, мобильного и продуктивного педсовета. Заранее благодарим!

  • Белла Геннадьевна,здравствуйте.4.02. вы подсказали мне задачи по моему направлению. Спасибо.С первой разобралась «создание условий…». Возникли сомнения в правильности раскрытия следующих. Белла Геннадьевна,если можно хотя бы в 2х словах.Спасибо.Мысли есть,но не хватает вашей консультации.

    Краеведение -это тоже очень обширная тема,даже если брать свой регион.

    • Ирина, по второй задаче Вы должны написать, что именно вы делаете в процессе взаимодействия с детьми (НОД, образовательные ситуации, наблюдения, эксперименты, экскурсии), чтобы у них формировались знания о прир. мире. Что именно разработали (планы, картотеки, консультации для родителей и педагогов, конспекты занятий, дид. игры, презентации и др.).
      По третьей задаче можно написать о том, как подводите детей к оценке окружающей природной среды, как обращаете внимание детей на различные растения и прир. явления, на их разнообразие и красоту (посильный труд в природе, наблюдения, рисование, беседы).
      Вообще-то, можно и не разделять задачи и отчитываться по каждой, а писать анализ полностью по теме.

  • Белла Геннадьевна,да,да,все так Но у меня 2 задача получилась в 1ой,когда я писала о предметно-простр.развивающей среде. Там я пишу не только о центрах,которые есть у меня в группе, но и учебно-дид.комплекте.Что-то у меня не так Спасибо.

    А вообще,вы правильно сказали,Белла Геннадьевна,задачи переходят из одной в другую.Тогда в1ой что еще можно написать, технологии, которые я применяю?Спасибо.

    • Ирина, технологии лучше вставить во вторую задачу. Учебно-дид. комплект пусть будет в первой задаче. Самая объемная и содержательная у Вас будет вторая задача.
      И все-таки советую не разделять задачи, а то запутаетесь. Если разделения задач не требует начальство, то делите текст самоанализа (или отчета)не на задачи, а на результаты деятельности (что разработала, какие технологии применила, где выступала с опытом работы, где выступали дети и т.д). Посмотрите еще раз «Образец заявления воспитателя на аттестацию» в рубрике «Аттестация педагогов», там же самоанализ общим текстом идет.

    Белла Геннадьевна,большое спасибо.

    Здравствуйте, мне нужно описать трудовую деятельность через познавательное развитие ребят… не понимаю с чего начать и о чём писать?

    • Юлия, можно написать примерно так:
      1. Немного напишите о том, что включает в себя труд. воспитание (посмотрите здесь на сайте статью «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).
      2. Напишите: «И хотя труд. воспитание реализуется в рамках обр. области «Соц-коммун. развитие», в процессе трудовой деятельности дош-ков можно решить задачи и познават. развития: развитие интересов детей, формирование первичных представлений о различных видах труда, об объектах окружающего мира и их свойствах.
      3. В качестве примера приведите труд в природе (статья «Деятельность педагога по экологич. воспитанию в летний период») и ручной труд.
      4. Напишите, о том, что формируются личностные качества (статья «Трудовое воспитание дошкольников» в рубрике «Социал-коммуникативное развитие»).

    Спасибо огромное!!!:)

    Здравствуйте!подскажите название темы,пожалуйста.Была тема 《Развитие мелкой моторики у старших дошкольников через различные виды худ.творчества》сюда включила аппликацию с паетками и рисование гуашью с помощью салфеток влажных,малярных кисточек,валиков маленьких,вообщем,подручных средств.Мне сказали,что на первую категорию тема звучит очень просто,а как её усложнить я не знаю.

    • Лариса, можно так:
      1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
      2. Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста о художественном творчестве в процессе продуктивной деятельности.
      3. Формирование сенсорного опыта детей дошкольного возраста посредством художественного творчества.

    Белла Геннадьевна,подскажите пожалуйста,что мне написать по первой задаче:формирование элементарных представлений у детей дошкольного возраста о животном мире Урала посредством современных технологий?Тема:формирование бережного отношения к природе у детей д/в в процессе ознакомления с животным миром Урала.

    • Марина, про ИКТ-технологии напишите, что собрали наглядный материал (фото, картинки) и разработали презентации, дид. игры с применением компьютерных технологий. Разработайте парочку проектов по теме, реализуйте их.
      Марина, Вы же сами хотели взять тему с применением технологий. Так, значит, их у Вас нет? Если нет, то первую задачу нужно сократить: «Формирование элементарных представлений у воспитанников о животном мире Урала».

    Разработанные проекты у меня есть.ИКТ-технологиями воспользуюсь.Спасибо.

    Белла Геннадьевна, с первой задачей разобралась,спасибо,к проектным технологиям и технологии опыта добавила ИКТ-технологии.По второй задаче стопор.Развитие положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающему природному миру.Подскажите пожалуйста.

    • Марина, эмоционально-ценностное отношение развивается тогда, когда Вы рассматриваете картины о природе, читаете стихи и рассказы о природе, наблюдаете и проводите экскурсии. И всё это с анализом по принципу, «что такое хорошо и что такое плохо».

    Белла Геннадьевна,спасибо большое!А третью задачу:создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников,я должна расписать по образовательным областям?Так или нет?

    • Марина, в разделе «Методические подсказки» есть статья «Как обеспечить условия для методической темы». Там всё расписано.

      • Здравствуйте,Белла Геннадьевна. Извините за беспокойство.А Вы всем помогаете?

        • Да, стараюсь отвечать на все вопросы и просьбы.

    Белла Геннадьевна Здравствуйте выхожу на аттестацию подскажите пожалуйста как правильно сформулировать тему Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста по познавательному развитию и писать перспективный план один и тот же заранее благодарна ВАМ

    • Галина, тему можно сформулировать так: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности».
      Насчет плана. Единого образца плана для всей страны нет (я имею в виду структуру). Есть только рекомендованные. В каждом саду пишут по-разному, поэтому Вы лучше посоветуйтесь со своим старшим воспитателем (это она должна представить единый для своего сада образец).

      • Здравствуйте Белла Геннадьевна спасибо вам огромное

    День добрый. Стаж муз.руководителем маленький и спец.образования дошкольного нет, но мне было поручено написать работу по теме «Формирование познавательных интересов и познавательных действий дошкольников посредством муз.деятельности по ФГОС»+ конспект занятия. Белла Геннадьевна, помогите пожалуйста, что именно я должна написать в работе и как именно провести занятие (описать его), чтобы приложить его к работе.

    • Оксана, да, непростая у Вас задача. Начните выступление (или письменную работу) так: «В процессе познавательного развития дошкольник усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения и свои способы познават. действий. Познание ребенком окр. мира происходит при помощи познават. действий, которые всегда направлены на результат. В муз. деятельности результатом будет являться исполнение песни, разученные танц. движения, игра на муз. инструменте, творческие «находки» в различных видах муз. деятельности».
      Затем из статьи (здесь на сайте) «Образовательные ситуации в муз. развитии дошкольников» возьмите вторую часть статьи, где говорится о 2 видах образовательных ситуаций. Начните так: «Наиболее эффективно познават. действия в муз. деят-ти формируются посредством предметно-игровой и сюжетно-игровой обр. ситуации». И далее по тексту. В конце (где написано «таким образом», вместо фразы «посредством образовательных ситуаций» напишите «посредством познавательных действий».
      Про познавательных интерес выпишите фразы из этой статьи (сверху).
      А занятие как раз и возьмите по образоват. ситуациям, можно вставить и сюжетно-ролевые игры, проблем. ситуации, можете провести творческую мастерскую по движениям.

    здравствуйте! я пишу дипломную работу. У меня такая тема «прогулка как условие познавательной активности дошкольников», подскажите пожалуйста с чего начать?

    • Анна, сначала нужно написать о познавательной активности (в чем выражается, при помощи каких методов развивать, не забудьте про познавательный интерес). Затем прогулка: перенесите формы и методы работы с детьми по познавательному развитию с группы на улицу (по возможности). Это образовательные, проблемные ситуации; исследовательская деятельность; наблюдение; познавательные игры и т.д. Практическую часть (если она у Вас будет) сделайте по экологическому исследованию или экспериментам на прогулке (с водой, снегом, листочками и т.д.).

    Здравствуй.Белла Геннадьевна,3.02.определили с вами направление и задачи по теме «Краеведение»-все «зарубили». Во всем должен быть «продукт».Направление немного взяла другое»Краеведение как средство формирование представлений о прир. мире своей малой Родины у восп. дош. возраста» А вот задачи несовсем правильно могу сформировать. 1.Разработать и апробировать УМК……..направленный …целью которого…. 2.Спроектировать совершенствование организации развивающей предметно- простр.среды.Первую задачу не могу правильно сформулировать. Спасибо.

    • Ираида, конечно, с начальством не спорят (говорю вполне серьезно). Только Ваше начальство упускает очень важную вещь (которая написана в каждой строке ФГОС ДО) – ЛИЧНОСТЬ ребенка. Поэтому цель темы по самообразованию и три основных задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка. Педагогика – это не магазин, где результат измеряется только продуктом.
      Я посмотрела те задачи, которые Вам написала. Разработка УМК и совершенствование развивающей среды подразумевались в первой задаче, которую я предложила: «Создание педагогических условий для формирования основ экологической культуры воспитанников». УМК и развивающ. среда – это условия. Расшифровывать эти условия нужно в ПЛАНЕ по самообразованию и САМОАНАЛИЗЕ. Ну да ладно. Вы тут не при чем.
      Теперь о теме. Все-таки надо написать так: «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о природном мире своей малой Родины посредством краеведения». На первом месте – «формирование», а потом уже — «средство». Краеведение будет лишь средством, так как формировать представления можно и без краеведения, а при помощи другого средства (наблюдения, познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).
      Первую задачу можно сформулировать так: Разработать и апробировать учебно-методический комплект, направленный на формирование представлений у воспитанников о природном мире своей малой Родины (или — позволяющий сформировать у воспитанников представления о природном мире своей малой Родины).

    Большое спасибо. Я с вами во всем согласна.

    Белла Геннадьевна,здравствуйте. И опять возникли сомнения,правильно ли раскрою 1 задачу. Подскажите,пожалуйста. Спасибо.

    МОЖЕТ БЫТЬ НУЖНО РАСКРЫТЬ ВСЕ ТО ЧТО СОДЕРЖИТ УМК? НО ЭТО МНОГО. СПАСИБО.

    • Ираида, да, Вам нужно будет раскрыть (написать) все то, что содержит УМК. Это названия всех книг и методичек, дидактический материал и игры (в том числе и Вами разработанные или модифицированные), комплекс разработанных занятий и мероприятий по теме, диагностику (но не самой разрабатывать). Вроде бы всё (но могла и что-то упустить).

    Добрый день. Но в заявлении это очень много. Нужно,наверно,самое основное?

    • Ираида, я думала, что это не для заявления, что Вы заполняете документы по теме самообразования. А в заявлении, конечно, надо коротко. Тогда Вы должны написать: разработала планирование, дидактические материалы (какие именно — игры, презентации, наглядность), конспекты непосредственно образовательной деятельности. Обогатила развив. среду (как именно, что внесла).

    Здравствуйте,Белла Геннадьевна хочу провести районное МО для воспитателей по познавательному развитию подскажите пожалуйста как сформулировать тему, задачи и план проведения(4 занятия).спасибо.

    Здравствуйте Белла Геннадьевна! Я начинающий методист в ДОУ, помогите правильно сформулировать тему методической работы. Хочется взять проектную деятельность и связать ее с темой приобщение детей к истокам русского народа.

    • Елена, Ваши формулировки должны отличаться от формулировок воспитателей (у них ориентир на детей, у Вас — на воспитателей или на образовательный процесс в целом). Предлагаю такие:
      1. Проектирование образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации на основе приобщения воспитанников к истокам русского народного творчества.
      2. Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО (или ДОУ) на основе учета этнокультурной ситуации развития воспитанников (или детей дошкольного возраста).
      3. Методическое сопровождение образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации по приобщению воспитанников к истокам русского народного творчества.
      4. Создание условий для реализации этнокультурного компонента в дошкольной образовательной организации.
      А проекты будут у Вас одной из форм организации образовательного процесса.

    Здравствуйте. помогите пожалуйста подобрать тему для самообразования для детей 1 младшей группы. область познание и связать с мнемотехникой

    • Людмила, я оставила один Ваш вопрос, другие (такие же) удалила. Дело в том, что вопросы автоматически появляются на сайте после проверки на спам (это на всех сайтах так). Поэтому сразу они не видны тому, кто пишет.
      Теперь о темах. Предлагаю такие:
      1. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.
      2. Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе моделирования.
      3. Формирование у детей младшего дошкольного возраста сенсорного опыта посредством мнемотехники.
      4. Формирование у детей младшего дошкольного возраста первичных представлений о моделировании посредством мнемотехники.

    Спасибо за ответ. Подскажите,пожалуйста, сформулировать правильно цель и задачи к теми:Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники.и я могу использовать развитие мелкой моторики в познавательной активности через дид.игры или что вы посоветуете? И эту же тему я могу развивать на 2 мл,средней группе и т.д?

    • Людмила, можете в формулировке не писать слово «младшего». Тогда эта тема применима к любому возрасту. Но тема достаточно узкая, если брать на несколько лет (могут сделать замечание). Насчет Вашего вопроса о мелкой моторике: Вы в вопросе соединили аж 3 компонента – моторику, познават. активность и дид. игры. Методически правильно брать 2 компонента. Можно развивать познавательную активность активность и при помощи дид. игр, и при помощи мелкой моторики, но лучше не соединять это в одной формулировке.
      Цель: Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов моделирования. (Всё-таки, никуда не уйти от слова «моделирование», так как мнемотехника – один из видов моделирования). Задачи: 1. Создание условий для развития познавательной активности воспитанников. 2. Формирование элементарных представлений о мнемотехнике. 3. Формирование навыков графического изображения.

    Огромное спасибо за темы.

    Белла Геннадьевна, помогите мне пожалуйста, сформулировать задачу и что можно внести в годовой план ДОУ на новый учебный год по внедрения профессионального стандарта педагога ДОУ.

    • Елена, в Проф. стандарте акцент на компетенции педагогов. Поэтому и годовую задачу надо формулировать в этом направлении. Может быть, так: «Формирование у педагогов ключевых профессиональных компетенций на основе концептуальных положений и требований к образовательной деятельности с воспитанниками, определённых ФГОС ДО». А уже при расшифровке этой задачи (например, при планировании метод. мероприятий) определите несколько компетенций из Проф. стандарта, над которыми будете работать.

    Спасибо Вам. Будем думать.

    Здравствуйте! Распишите пожалуйста подробно какие предметы входят в каждую из пяти областей по фгос.
    Например:
    Художественно — эстетическое развитие: музыка, аппликация, рисование, конструирование, лепка …..
    Спасибо.

    • Яна, уже начала отвечать на Ваш вопрос, но он занимает много места в комментариях. Я через день — два напишу небольшую статейку. Она будет в рубрике «ФГОС дошкольного образования».

    Кто-нибудь пожалуйста, ПОМОГИТЕ!скиньте готовую матрицу ФГОС ДО… для учебы нужно!

    • Анастасия, а что за матрица? Что в ней? Напишите поподробнее, может удастся помочь.

    Добрый день, готовлю годовой план, годовые задачи:
    1.Развитие познавательного интереса (речевой активности) у дошкольников в условиях информационно – развивающего пространства ДОО

    2. Познавательно – исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности дошкольников
    по данным задачам нужно написать прогнозируемые результаты, где их можно посмотреть и на какие документы опираться?? спасибо!

    • Ирина, как образец может быть ФГОС (посмотрите формулировки у планируемых результатов), а опираться нужно на педагогическую диагностику, по которой работаете. Если сложно сформулировать фразы, то очень хорошие фразы и словосочетания были в ФГТ (про интегративные качества личности).

  • Здравствуйте! Говорят с начальством не спорят, а как быть с такой темой, которую заведующая написала мне, посоветуйте, пожалуйста.Тема самообразования: «Экскурсий в ДОУ, как форма ознакомления с родным краем, как следствие формирования новой сюжетно -ролевой игры»Экскурсовод в музее», с целью развития связной монологической речи.

    • Виктория, не волнуйтесь, придумаем что-нибудь. Правда, всё соединить в формулировке не удастся (сюжетно-ролевую игру, экскурсии, ознакомление с родным краем и развитие речи). Методически грамотно соединяются только два направления.
      Можно так:
      1. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве (фраза из ФГОС) посредством музейной педагогики.
      2. Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природным и социальным миром родного края.
      3. Ознакомление детей дошкольного возраста с природным и социальным миром родного края посредством сюжетно-ролевых игр.
      4. Развитие нравственных качеств личности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с историей родного края.
      5. Формирование первичных представлений у детей дошкольного возраста о малой родине и Отечестве ((фраза из ФГОС) посредством экскурсий.
      Если надо, попробуйте сами подкорректировать, взяв начало от одной формулировки, а окончание – от другой.

  • Спасибо! Задачу № 5 можно было бы использовать, как тему. Хочу попросить, чтобы упростили тему самообразования, а сюжетно-ролевую игру взять как результат проектной деятельности, развитие речи как одну из задач. Как вы считаете такой вариант методически грамотно будет использовать?

    • Виктория, правильно думаете, молодец! Считаю, что так будет очень грамотно.

  • Спасибо! А если написать проект и сюжетно — ролевую игру взять как результат проектной деятельности, такой вариант можно использовать. Развитие речи использовать не как цель, а попросить перенести в задачи. Извините за глупость, но пытаюсь выкрутиться из сложившей ситуации.

    • Виктория, Молодец! Очень хорошо! Разбираетесь в тонкостях, как старший воспитатель! Быть Вам методистом (старшим воспитателем)!!! Если Вас назначат на эту должность (в чём я не сомневаюсь), то с Вас шоколадка, так как это я первая предсказала Вам будущее)))

    Здравствуйте, помогите, пожалуйста, с технологической картой ООД, требуют конспект аттестационного занятия предоставить в виде технологической карты.

    • Роза, здесь на сайте (в рубрике «Методические подсказки») как раз есть статья про то, что такое технологическая карта. Вот эта статья:
      И в этой статье есть ссылка на хороший практический образец такой карты. Нужно, как обычно прописать задачи, оборудование, материалы ООД. А затем в ТАБЛИЦУ вставить сам ход ООД. Названия столбцов будут такие:
      Этапы; Цель; Содержание; Деятельность педагога; Деятельность детей; Планируемые результаты.