Подавление артикуляции. Быстрое чтение без проговаривания - блог привычка не думать Как читать не проговаривая

Практически во всех методиках скорочтения указываются три основных ограничителя быстрого чтения: артикуляция, малое поле зрения и регрессии.

И часто в качестве главного врага называют артикуляцию , или проговаривание вслух (или шепотом) текста, который читаешь.

Правда многие избавились от такого шептания, но все равно осталось внутреннее проговаривание – или вокализация (субвокализация).

Вот от этих двух видов проговаривания читаемого текста и предлагают избавиться практически все методики скорочтения.

Поможет ли это?

Давайте посмотрим на собственном примере.

Берем текст – не более 100 слов (или ниже приведенный отрывок из книги Т. Бьюзена «Учебник быстрого чтения» , в нем 118 слов ).

«Франклин Делано Рузвельт был одним из самых быстрых и самых ненасытных читателей среди всех государственных лидеров. Различные источники сообщают, что он был в состоянии прочитать целый абзац одним взглядом, завершая чтение любой книги, как правило, за один присест.

Известно, что Рузвельт стартовал в этой сфере со средних показателей скорости чтения, над повышением которых решил всерьез работать. В числе его первых достижений было увеличение области, первоначально охватывавшейся в ходе приостановки до четырех слов, а впоследствии Рузвельт довел это количество до шести и, далее, до восьми слов.

Затем он практиковался в одновременном чтении двух строк, после чего начал продвигаться по страницам зигзагообразно, прочитывая небольшие абзацы одним движением глаз. Его подход был идентичен тому, который применяется лидерами быстрого чтения и сегодня».

Опыт 1: читаем вслух, своей обычной речью.

Включаем секундомер — начали чтение – закончили чтение – выключаем секундомер.

Подсчитываем количество слов в минуту: (118/кол секунд)*60.

Для справки: средняя скорость речи русского человека – 100-120 слов/минуту.

Опыт 2: читаем вслух на своей максимальной скорости, но так чтобы речь можно было понять.
Обычно при скорости больше 200 слов/минуту – речь слаборазборчивая.

Определим количество слов/минуту на повышенной скорости.

Для справки: Нынешний рекорд скорости речи принадлежит английскому актеру и ведущему Стиву Вудмору – 637 слов в минуту.

Правда понять ее можно только записав и прокрутив на пониженной скорости, поскольку есть скорость восприятия, и при 300 словах речь уже не различается.

Но тем не менее такой рекорд есть, хотя возможно кто-то из ваших знакомых также близок к подобному рекорду. Такое встречается.

Опыт 3: читаем не вслух, а про себя.

Определяем количество слов/минуту при внутренней вокализации.

Что же мы выяснили из этих опытов?

1. Действительно артикуляция и вокализация снижают скорость чтения.

2. Скорость чтения при внутреннем проговаривании выше, чем при чтении вслух или шепотом – в 2-3 раза.

Отсюда первый вывод: исключаем ненужное «бормотание» даже шепотом, при чтении не шевелим губами.

С артикуляцией разобрались, а вот с избавлением от субвокализации сложнее.

Внутренняя речь – это настолько укоренившаяся привычка, что бороться с ней практически невозможно.

И хотя методики скорочтения настаивают на упражнениях, позволяющих подавить или вытеснить внутреннюю речь, добиться этого очень сложно. Определяются даже сроки – 20 часов выстукивания ритмов, отвлекающих от проговаривания.

Откуда все это пошло, возникает вопрос?

Ссылаются на различные фундаментальные исследования специалистов лингвистов и психологов.

Ведь чтение связано с проговариванием, и проработать текст, не подключая мышцы, отвечающие за говорение – невозможно. Это доказывают специальными приборами, фиксирующими внутреннее проговаривание текста, — даже при немом чтении мышцы гортани работают также, как и при чтении вслух.

Об этом в частности пишет М. Зиганов в своей книге «Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным". «Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ. Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально. Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ» .

Об этом пишет и Т. Бьюзен в книге «Учебник быстрого чтения»: «беззвучное проговаривание не может и не должно полностью устраняться в подлинном смысле этого слова ». «Нет нужды огорчаться, если вы будете эпизодически осознавать, что беззвучно проговариваете слова, поскольку эта привычка универсальна и неистребима ».
«…беззвучное проговаривание не является — по определению- медленным и мешающим процессом. Ваш мозг вполне в силах мысленно проговаривать до 2 000 слов в минуту ».

Даже в методике Эвелины Вуд, считающейся первой кто системно занялся скорочтением, говорится следующее: «600-900 слов в минуту. Это максимально возможная скорость для тех, кто использует субвокально — линейный подход».

Автор книги — Stanley D. Frank.

В этой же книге указывается, что субвокально-линейный способ используют даже эксперты в области визуально- вертикального чтения. Например при чтении – поэзии, сложных технических книг с новой терминологией, при чтении шуток, афоризмов.

Как же быть и кому верить?

Ведь даже в фундаментальном курсе Андреева О.А. и Хромова Л.Н. «Учитесь читать быстро» вся глава 5 посвящена «Артикуляции» и способам борьбы с ней.

А упоминание таких ученых как П. Брок, открывший зону Брока в мозге или Э. Вернике, установившем зону сенсорной речи – зону Вернике, видимо должно развеять наши сомнения, относительно необходимости подавлять ненужное проговаривание.

Хотя я больше склонен поддержать точку зрения М. Зиганова «Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом «подавлении артикуляции», якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро» .

Акцент – на «плохо ознакомившиеся».

Но, как и в любом деле – истина находится посредине.

Избавиться от проговаривания – невозможно, но можно изменить схему обработки информации.

От традиционной, заложенной в школе:

увидел – проговорил – услышал – понял.

К более рациональной и скоростной:

увидел – понял.

В этом случае в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения.

Проще, объяснить так – слово узнается. Если вы часто встречали конкретное слово, то при очередном чтении, вам уже нет необходимости читать/проговаривать его полностью. Взглянули – визуально узнали – поняли.

Например, слово: Рецессия. Встречается редко, у большинства. Поэтому сложно его сразу узнать, читаем полностью, про себя или вслух.

А вот слово – Магазин, более знакомое. Его не стоит читать, оно узнается и без прочтения.

Думаю, смысл понятен, — что означает перевести из режима проговаривания в режим визуального узнавания.

Некоторые читатели понимают мыслить визуально, — как видеть образ каждого слова – кот- это кот, а вот слово – необходимость – как его визуализируешь.
Придумывать образ не надо, слово просто должно быть узнаваемо по форме, буквам и тд.

Хотя сам процесс распознавания слов пока не изучен, есть несколько гипотез, и если ранее главенствовала модель формы слова, то сейчас модель параллельного буквенного распознавания, хотя и это надо полагать, не последняя гипотеза.

Поэтому пока неважно – какая гипотеза выиграет, опыт показывает, что чем шире у читателя его Тезаурус, тем больше слов он узнает сразу.

Узнаванию помогает и антиципация (догадка или предвосхищение). Именно на этом свойстве нашего мышления построена система И.З. Посталовского – Предвосхищение при чтении. Но об этом в следующий раз.

Ну и в конце этой статьи, — ведь можно повысить и скорость речи, как один из факторов скорости проговаривания. Хотя она и зависит от темперамента человека, но все же.

Скороговорки – одна из возможностей это сделать.

Корабли лавировали, лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали!

Произнося скороговорки и повышая их скорость, вы развиваете мелкую речевую моторику – способность языка, губ и гортани совершать мелкие мышечные движения. «Нестандартные» слова в тексте уже не будут служить препятствием, об которое ранее спотыкались, сбавляя темп чтения.

Итак, краткое резюме по сегодняшней статье:

Один из врагов скорости чтения – проговаривание текста.

Вы убедились в этом на опытах, и узнали вашу скорость.

Вариант избежать проговаривания: увидел- понял.

Способы:

1. Стараться избавиться от артикуляции (шевеления губами и шепота). Достигается просто – закрыли рот и читаем. Это шутка. На самом деле существуют различные способы.

2. Повышать скорость речи. Быстро говоришь – быстро читаешь, хотя бы вслух, хотя бы на уровне внутреннего проговаривания. Один из способов – скороговорки.

3. Расширять свой словарный запас (тезаурус).

4. Антиципация слов. Пример — предугадываем слово по первым буквам. Подробнее в следующий раз.

И не надо никаких простукиваний, отвлекающих от внутреннего проговаривания. Привычка, сложившаяся годами – вряд ли уйдет быстро. Кроме того непонятно – это привычка или естественный физиологический процесс.

Возможностей увеличить скорость чтения масса, и мы их рассмотрим в дальнейшем.

На этом сегодня все, продолжу тему в следующей статье.

Надеюсь, что возникли вопросы, пишите, пожалуйста, в комментариях.

С уважением, Медведев Николай.

Одним из камней преткновения в быстром чтении (я бы предпочла привычный мне термин "динамического" чтения) считается проговаривание, то есть активизация внутренней речи. Эта часть всех традиционных курсов по скорочтению дается слушателям тяжелее всего и, судя по письмам, вызывает наибольший дискомфорт и чувство неуспешности. "Борьба" с проговариванием, как правило, заканчивается победой нашего гибкого интеллекта и неотъемлемого его инструмента - свернутой внутренней речи. Человеческий мозг обучается очень быстро - простукивать, пропевать, проскальзывать глазами текст и проговаривать ключевые слова. Часто может создаваться иллюзия подавления внутренней речи, что скорее свидетельствует о высокой мотивированности обучающегося, чем о его наблюдательности. Конечно, с помощью определенных упражнений можно достичь состояния медитативного покоя и "отключения внутреннего диалога", но это состояние не будет свидетельствовать о прекращении взаимодействия нашего сознания с потоком информации. При чтении мы всегда имеем определенную цель такого взаимодействия, имеем возможность осуществлять его активно и сознательно. В этом случае внутренняя речь - не помеха, а превосходный индикатор, помогающий нам максимально полно ее реализовать. Главным критерием успешного взаимодействия с конкретной информацией является как раз соответствие наших интеллектуальных, волевых, эмоциональных действий поставленной цели.

Скорость чтения равна скорости нашего мышления, скорости восприятия и формирования обратной связи, наконец, скорости сопутствующего эмоционального процесса. Если вы читаете любимое стихотворение, если какая-либо фраза в тексте встречает ваш эмоциональный отклик, поток значимых для вас образов, если вы просто сталкиваетесь с относительно новой и значимой для вас информацией - здесь будет присутствовать и внутренняя речь, и активное осмысление (с ее помощью), и погружение в образную среду, индивидуальную для каждого читателя и каждого произведения. При активном восприятии создается единое информационное пространство. Меня часто спрашивают, можно ли после моего курса динамического обучения читать учебник по математике или "Войну и мир" с такой же скоростью, как и вечернюю газету. Можно "читать" еще быстрее. Все зависит от нашего индивидуального интеллектуального и личностного своеобразия. Учебник по математике для первого курса математического факультета я, математик по образованию, "читаю" значительно быстрее, чем стихи Мандельштама. Однако, как только я дохожу до любимых нелинейных и топологических многомерных пространств - интеллектуальные эмоции, наслаждение от соответствующего потока образов, взаимодействие с ними, поиск актуальных решений тут же "тормозят" процесс, традиционно называемый чтением. И начинается "проговаривание" :-). Внутренняя речь в сжатом виде маркирует значимую для нас информацию. Проделайте небольшой эксперимент - проскользите глазами какой-нибудь текст и обратите внимание на то, какие именно слова вами проговариваются. Чаще всего они являются ключевыми, несущими основную смысловую или эмоциональную нагрузку. Конечно, я не беру крайний вариант, когда проговариваются все слова без исключения - при активном восприятии в процессе чтения мы максимально приближаемся к характерной для нас модели мышления. Внутренняя речь - неотъемлемая ее часть. Именно она позволяет нам свертывать уже освоенную информацию и актуализировать ее в зависимости от контекста умственного действия. Л.С. Выготский говорил о том, что мысль не воплощается в слове, а совершаетсяя в слове. Внутренняя речь предоставляет нам план умственных действий, который затем развертывается во внешнюю речь, в результат этих действий.

Если внимательно проследить за внутренней речью, мы заметим, что именно уровень ее "сжатости" свидетельствует об эффективности интеллектуального процесса. "Динамичный" читатель не борется с проговариванием, а изучает, использует его, совершенствует общий процесс восприятия информации - и это энергоцелесообразная стратегия. Мы все помним, как в школе впервые столкнулись с названием "дезоксирибонуклеиновая кислота", я даже помню, как в такт шагов повторяла по слогам это слово, чтобы наконец-то можно было воспроизвести его без запинки. Что происходит сейчас, когда вы сталкиваетесь с ним в тексте при быстром чтении? Произносите ли вы его полностью или "сжимаете", не проговаривая целиком, даже не заменяя компактной аббревиатурой "ДНК"? Внутренняя речь может многое рассказать нам о нашем состоянии, об уровне подготовки в том или ином вопросе, об актуальности информации, наконец, о наших мыслительных стратегиях и особенностях восприятия. "Подавить" ее проще, чем кажется, достаточно читать невнимательно, бесцельно, но зачем? Вот я пролистываю, скользя глазами, "Войну и мир" - и вдруг глаза выхватывают фразу на заложенной странице, и тихий голос произносит ее: "Мудрость не нуждается в насилии"... А потом происходит пресловутая регрессия, глаза сами возвращаются к ней, и голос снова повторяет ее, но уже с другой интонацией и еще медленнее. Примерно то же самое происходит и с "Максимами и мыслями узника Святой Елены" Наполеона, эту книгу я купила сегодня, почти прочла. Многое я воспринимаю очень быстро, но некоторые фразы останавливают какими-то проговоренными про себя значимыми словами, я возвращаюсь к ним и произношу уже полностью. Например: "Написано более чем достаточно; я хотел бы поменьше книг и побольше здравого смысла" :-)... Можно добавить - и пристальности к нашему внутреннему миру, умного обращения с нашими мыслительными особенностями. Знакомство с добросовестными научными исследованиями также бывает полезно в оптимизации своих умственных действий. С этой точки зрения очень рекомендую главу из книги А.Р. Лурии "Язык и сознание" о происхождении и структуре внутренней речи.

Проговаривание при чтении

Как показывает мой опыт, проговаривание можно убрать при соблюдении следующих условий:

1. Следует научиться некоторое время не думать (методик полно).

2. Следует выбивать ритм всей рукой. Должны участвовать как рука, так и предплечье.

3. Ни в коем случае нельзя напрягаться.

4. Следует осознать важность упражнений.

При чтении должна быть конкретная цель. Не просто цель-- хочу быстро читать, а конкретно -- я хочу быстро читать, чтобы получить конкретную информацию в данный момент времени. После этой установки вы будете автоматически выбирать то, что вам нужно.

А нужно ли проговаривать слова

при чтении?

Возьмите какую-либо статью и просмотрите ее. НЕ ЧИТАТЬ, а смотреть!После просмотра статьи попробуйте вспомнить, о чем идет речь в статье. Просмотрите статью еще раз (смотреть, но НЕ ЧИТАТЬ). Подумайте о том, что Вы пропустили в первый раз.Так сделайте несколько раз.Попытайтесь следить за внутренними ощущениями во время поиска ключевых слов (что происходит в мозгу -- произносится слово, а может быть, оно вспыхивает или звенит?). Ваши ответы и будут ответами на Ваш вопрос ("проговаривание должно подавляться полностью или что-то остается?").

Из своего опыта могу сказать, что читаются (проговариваются) не все слова, а лишь избранные.Количество фиксаций сильно зависит от текста.

И тут я вспомнил, как недавно прочитал фразу:"Па*р... России... Владивосток". Конечно же я прочиталтак: "Партизан всей России приехал во Владивосток". Однако через несколько предложений я понял, что ошибся и еще раз перечитал:"Патриарх всея... приехал во Владивосток".

Проблема артикуляции. Артикуляция - проговаривание текста, является значительным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление. Как феномен артикуляция имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы артикуляции: артикуляция позволяет нам , понимать, как звучат слова. Она очень важна при чтении поэзии и художественной литературы.

Минусы артикуляции: артикуляция сильно замедляет чтение, и в меньшей степени помогает быстро понять смысл прочитанного, выделить из текста нужную информацию.

Как бы ни была полезна артикуляция, для чтения информационного материала она является помехой. В результате проговаривания про себя прочитанного текста мы тратим гораздо больше времени, чем тратили бы, если бы просто видя текст и создавая в голове визуальные образы прочитанного, осознавали его.

Полностью избавляться от артикуляции не нужно, важно просто уметь подавлять ее в нужное вам время для ускорения чтения.

Когда вы читаете без артикуляции? Есть люди, изначально способные подавлять артикуляцию при чтении, у этих людей хорошо развиты зрительные навыки и воображение. В принципе, вы, скорее всего, тоже иногда . Вспомните, к примеру, когда вы читали интересную книгу с захватывающим сюжетом или неповторимыми портретными описаниями, вы могли не обращать внимания на слова и их звучание. Вы читали текст и одновременно представляли себе происходящее, строили в своем воображении картины, как будто вы смотрели фильм собственного производства. Если ваше внимание на определенном этапе чтения книги было занято именно созданием образов, игрой воображения, то в этот момент, скорее всего, вы читали быстрее, чем обычно.

При таком чтении акцент смещается с аудиальных на визуальные образы , которые воспринимаются человеческим мозгом быстрее. На практике избавление от артикуляции является важнейшим шагом для ускорения чтения. Только этот прием в отдельности, без использования остальных, поможет серьезно увеличить скорость чтения. Кроме того, чтение без артикуляции лежит в основе упражнений, направленных на развитие зрительных навыков при чтении, о которых говорится в УРОКЕ 3 .

Упражнения 2.1. Альтернативный текст

Для начала попробуйте почувствовать, как вы воспринимаете текст без артикуляции. Во время чтения вместо того, чтобы проговаривать про себя читаемый текст, попытайтесь проговаривать хорошо известные вам последовательности слов.

Ерунда. Можно начать с произнесения про себя (или вслух) каких-либо звукосочетаний, которые обычно используют популярные исполнители песен: тра-та-та, ла-ла-ла и так далее. Одновременно с этим речитативом попытайтесь вникнуть в содержание текста, который читаете. Возьмите книгу попроще и тренируйтесь понимать смысл текста, мешая себе проговаривать его путем произнесения выбранной вами ерунды.

Фразы. Также неплохо помогают различные пословицы, стихи, песни, скороговорки, главное, чтобы они делали проговаривание читаемого текста максимально неудобным или даже невозможным для вас.

Упражнения 2.5. Игра «Фоточтение»

Суть тренировки состоит в максимально быстром проглядывании текстов без артикуляции. Сначала вам будет предложен простой текст, который вы должны внимательно прочитать и запомнить за очень короткое отведенное время (примерно пару секунд). За такой короткий промежуток времени вы не успеваете прочитать весь текст "про себя" и его приходится быстро "пробегать глазами". Затем вы отмечаете правильный по вашему мнению ответ на заданные по тексту вопросы.

Затем вам будет показан следующий более сложный текст. Постепенно тексты становятся все больше и насыщеннее информацией. В случае ошибки вы теряете жизнь и начинаете сбор ответов сначала, но на этом же уровне. На ваш результат влияет общее время, число ошибок, сложность и число правильных ответов.

Выполняйте упражнения до тех пор, пока не достигните поставленной цели - умения читать текст без проговаривания (артикуляции). Затем переходите к следующему уроку . Однако не старайтесь всегда читать «молча», так как у артикуляции есть и положительные стороны.

Мы тренировали глаза и мозг, добиваясь ускорения сканирования и расширения области восприятия. Я думаю, вы ощутили прогресс в этих упражнениях, поэтому будете иногда их повторять. Теперь же мы перейдём к самому сложному и эффективному: надо читать "в мозг" , а не произносить слова про себя, а потом слушать их, передавая в голову. Зачем эти два лишних этапа? При передаче информации голосом очень быстро сталкиваешься с принципиальным ограничением. В то же время, информацию с бумаги или экрана можно считывать крайне быстро.

Мне известны два способа, отключающих произнесение:
1. Окружить себя речью, которую мозг автоматически слушает (родную речь). Можно включить музыку с русскими словами или читать в шумной комнате (где много людей громко разговаривают). В таком режиме мозг от произнесения читаемого текста переключается на распознование речи, что позволяет воспринимать страницу текста "прямо в голову".
2. Проговаривать про себя какие-то слова ("ла-ла-ла", например) или выстукивать пальцем по столу сложный ритм (можно придумать любой неравномерный), читая страницу текста. Когда голова уже занята произнесением чего-то, она даже не пытается говорить текст.

Оба способа хорошо работают - надо только выбрать тот, который удобнее лично вам. Сначала может быть трудно читать текст, пользуясь такими приёмами. Поэтому я рекомендую первые разы применять их, читая "для себя", а не по работе. За неделю-полторы так можно добиться ощутимого прорыва в скорости восприятия текста. Если вам понравилась идея, но хочется почитать не опыт одного человека, а более многосторонний и теоретизированный материал, то его в сети очень много . Честно признаюсь, что я мало изучал эту тему, потому что оказалось, что хорошие результаты получаются довольно легко вполне понятными и объяснимыми упражнениями.

Заканчивая эту тему, опишу ещё один важный элемент, который мне помогает читать быстрее - это переформатирование текста в узкую полосу. С бумажными книгами такое, конечно, не получится. Но почти любой электронный текст можно поместить в узкий столбец, что позволяет читать его сверху-вниз (не двигая глаза вправо-влево). Это даёт очень сильное ускорение, если проговаривание уже удалось победить. Кроме того, стоит выбрать удобный размер букв, чтобы глазу было комфортно их считывать. Дальнейшее наращивание скорости связано именно с увеличением ширины столбца (что мы и тренировали в первых двух заметках).

Желаю удачи всем, решившим попробовать эти упражнения и приёмы. Напишите, пожалуйста, о своём опыте поднятия скорости сканирования данных - это было бы очень интересно.

По книгеМ.Зиганова "Как повысить культуру чтения или сделать чтение приятным"

Некоторые авторы методик быстрого чтения, авторы статей о быстром чтении, плохо ознакомившиеся с фундаментальными работами психологов в области исследования речи, настаивают на так называемом "подавлении артикуляции" , якобы позволяющем читать совершенно не проговаривая текст, а следовательно быстро.

Вторая часть утверждения о том, что чтение без проговаривания быстрее чтения с проговариванием, ни у кого не вызывает сомнения, если бы можно было осмысливать содержание текста, не подключая мышцы, отвечающие за говорение, то удалось бы прорабатывать текст быстрее.

Но, как показывают исследования, ЧТЕНИЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ПРОГОВАРИВАНИЕМ . Прорабатывать текст иначе, как с подключением мышц, отвечающих за говорение, нельзя принципиально.

Следовательно, полное ПОДАВЛЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИИ НЕВОЗМОЖНО ДЛЯ ЧТЕНИЯ С ПОЛНЫМ ПОНИМАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ . Ко всему прочему у сторонников полного подавления артикуляции даже нет экспериментальных доказательств того, что можно читать абсолютно без проговаривания и при этом полностью понимать и запоминать читаемое.

Книгу, которую Вы держите сейчас в руках, возможно будут читать и те, кто на различных курсах быстрого чтения пытался "подавлять артикуляцию полностью", затрачивая многие часы на выполнение упражнения, и в результате либо ухудшил качество понимания читаемых текстов, либо так и не добился "чтения без проговаривания". Для них все же придется привести некоторые аргументы.

Обычно во время чтения практически все слова проговариваются читателями. Одни из читателей произносят текст шепотом, другие проговаривают его про себя, но шевелят при этом губами. Большинство же читателей проговаривают текст про себя без внешней мимики.

При этом многие читатели уверены в том, что вовсе не проговаривают текст при чтении. И напрасно. Специальными приборами, различными способами доказывается наличие у читателей артикулирования, внутреннего проговаривания текста. Вовремя такого немого чтения мышцы гортани работают так же, как и при чтении вслух.

Проговаривание текста при чтении закладывается с детства, со школьной скамьи. При формировании и развитии внешней речи (говорения вслух) и при формировании мышления проговаривание читаемого текста необходимо, поэтому, в частности, в школе детей учат читать вслух.

И далее, вплоть до старших классов, учителя развивают выразительное чтение, чтение с интонацией. Это и понятно: выразительное чтение пробуждает эмоции, чувства. Затрагивая струны души, особенно при работе над художественной литературой и, в первую очередь, над поэзией, читатель усваивает материал на эмоциональном уровне.

Но давайте разберемся, какие физиологические процессы происходят во время чтения с проговариванием.

Обработка информации на этапе овладения навыками чтения происходит следующим образом: читатель видит текст, читает вслух, прослушивает себя, усваивает содержание. В результате вырабатывается психическая установка: понять текст можно только при его прослушивании, а для этого нужно его проговорить, произнося вслух или про себя. Эта установка приводит к тому, что в процесс чтения вовлекаются и зрительные органы, и речевые органы. Такое чтение с проговариванием можно условно описать режимом 1:

УВИДЕЛ - ПРОГОВОРИЛ - УСЛЫШАЛ - ПОНЯЛ

Конечно, здесь схема обработки информации значительно упрощена. Более глубокое, детальное знание этой области физиологии для овладения навыками рационального чтения не требуется.

Выработав привычку проговаривать текст во время чтения, читатель и при беззвучном чтении продолжает проговаривать все слова, даже не замечая этого: глаза, сигнал от зрительных органов прошел в мозг, мозг передал команду мышцам гортани и языка для проговаривания ("про себя") слова, мышцы гортани и языка сжимаясь и расслабляясь "проговорили" слово, сигнал от мышц гортани пошел в мозг, мозг проанализировал сигнал от мышц гортани и языка и отправил его на распознавание значения "услышанного" слова и понимает его.

А параллельно этому процессу протекает еще один: мозг, получив сигнал от зрительных органов, отправляет его на распознавание "увиденного" слова и понимает его. При этом скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-понятие" значительно превышает скорость прохождения сигнала "глаз-мозг-мышцы-мозг-понимание".

В итоге скорость перемещения взгляда начинает зависеть от скорости "понимания". Так годами выработанная установка на чтение с проговариванием существенно тормозит процесс чтения.

Скорость чтения при этом не может превысить 800-1200 знаков в минуту (такова максимальная скорость чтения почти каждого человека, потому что в этом темпе проговаривается текст).

Взрослому читателю уже нет необходимости проговаривать все прочитываемые слова. Другой, более рациональный способ чтения, при котором мышцы гортани и языка, отвечающие за произношение, не принимают участия, может быть условно описан режимом 2:

УВИДЕЛ -ПОНЯЛ

При таком чтении в мозг передается не звучание слова, а его зрительный образ в виде изображения. Такой способ обработки информации нам известен: так мы воспринимаем любую зрительную информацию.

Перед Вами встает задача путем длительных тренировок научиться переходить при чтении из режима 1 в режим 2, т.е. в основном отказавшись от артикулирования при чтении, перейти к чтению понятиями, смысловыми блоками.

Не следует думать, что любые тексты нужно читать лишь только в режиме 2. Литература, которая нуждается в подробном анализе, в глубоком изучении, а также отдельные абзацы, некоторые фразы, словосочетания, несущие особую стилистическую и эмоциональную нагрузку, и даже отдельные необычные и (или) труднопроизносимые слова требуют прочтения с проговариванием "про себя", а иногда даже и с реальным проговариванием. Но, научившись работать в режиме 2, при необходимости Вы всегда сможете переходить к чтению в режиме 1.

Поменять устоявшиеся годами принципы работы с текстом будет нелегко. Ваш мозг не привык работать в режиме 2, поэтому, когда Вы будете приучать себя работать над книгой без проговаривания большинства слов, качество усвоения текста существенно снизится.

И только когда Вы добьетесь автоматизма в выполнении упражнений по оттеснению проговаривания и выработаете психическую установку на чтение без артикулирования, мозг постепенно привыкнет к работе в режиме 2,. и качество усвоения текстов вновь улучшится.

Но это время не будет упущено: пока будет идти процесс привыкания к чтению без проговаривания, Вы увеличите скорость чтения до 1200-1500 знаков в минуту. Так как скорость проговаривания слов не превышает 800-1200 зн./мин., Вы уже физически не сможете проговаривать текст полностью, и проговарива-ние преобразуется в частичное озвучивание, в озвучивание урывками. Чтение при этом будет сопровождаться "внутренним бурчанием".

Существует и еще один недостаток, который присущ чтению с проговариванием: во время артикулирования мозг, контролируя этот процесс, затрачивает много усилий на дополнительную работу, которую можно было бы и не проделывать. Мозг при этом перегружается.

Оттесняя проговаривание при чтении, Вы позволите активнее работать мозгу, активизируете образное восприятие читаемого, Ваше воображение начнет работать лучше в процессе чтения, Вы будете легче устанавливать связи между фактами. Следует отметить, что артикулирование полностью подавить нельзя, как ошибочно считают авторы некоторых публикаций по проблемам быстрого чтения, его можно только оттеснить.

При затруднениях в восприятии отдельных слов или при эмоциональном восприятии художественной литературы, а особенно поэзии, при чтении математических и др. формул и текстов на иностранных языках, при изучении иностранных слов артикулирование неизбежно, поэтому мы говорим об оттеснении артикулирования, а не о ликвидации привычки проговаривать текст.

Оттеснить проговаривание можно следующими способами:
- принудительно увеличивать скорость чтения до такой степени, чтобы Вы практически не успевали проговаривать текст;
- расширять поле восприятия так, чтобы Вы не успевали бы проговаривать все слова, схватываемые каждой фиксацией взгляда;
- создавать помехи проговариванию;
- сформировать психическую установку на безартикуляционное чтение.

Используя различные методы оттеснения проговаривания, постоянно помните о конечной цели: перевести "чтение словами", которые Вы привыкли полностью озвучивать, проговаривать, в "чтение понятиями", в "чтение эмоционально-образно-смысловыми блоками".

Ведь при чтении информационных текстов Вас интересуют, за редким исключением, не сами по себе слова, а их смысловое и (или) эмоциональное наполнение, которое выражается словами.

Следовательно, можно воспринимать информацию, бросая взгляд на слова или группы слов, передающие понятия, и узнавая их значения при помощи построения образов и понятий, представлений.