О красноречии взгляда глазами писателей

Каждый раз, открыв первые страницы новой книги, мы отправляемся в настоящее путешествие по бескрайним просторам собственной фантазии. Наше воображение рисует образы героев, их особые черты, приметы и даже их гардероб.

Существует множество писательских приемов, которыми автор пытается наиболее доступно и четко передать художественный образ персонажа. Он заключается не только в описании характера и внешности. Литературный портрет включает в себя мимику, жесты, привычки и повадки. Одним из наиболее важных компонентов, позволяющий максимально глубоко раскрыть сущность героя с эмоционального ракурса, является описание его глаз.

Казалось бы, о чем могут поведать простому читателю глаза, о чем они могут рассказать? Наверняка у многих возник, причем вполне резонный, вопрос “почему бы не предаться более подробному описанию внешности и детально расписать черты характера?”. Сейчас я попробую вам дать на него ответ, исходя из личных рассуждений и мыслей о прочитанных книгах.

Роль взгляда в русской литературе

Ответ краток и прост: глаза - зеркало души, через которое мы видим человека насквозь. Писатели это понимают и, как никто, умеют передать всю глубину и чувственность человеческой сущности именно через взгляд.

И встретить такое описание можно практически в любом произведении, у любого автора. При этом, глаза могут быть не только привычного карего, черного или голубого цвета. Так, например, в произведении В. Набокова «Другие берега», мы можем встретить “томную черноволосую красавицу с синими морскими глазами”. Или же “зеленые, камышовые” глаза в романе «Тихий Дон», или даже “тухлые”, которыми наделили бандита братья Вайнеры.

Через такие необычные эпитеты писатели не только индивидуальность своей творческой манеры. Главное, они подчеркивали всю глубину сущности своего героя. И на какие только ухищрения не идут писатели, чтобы подчеркнуть ее! И увидеть такое можно во множестве произведений:

  • Например, глаза могут иметь свой характер, как “ясные, голубые, прекрасные и наглые” у Долохова в романе «Война и мир»;
  • Глаза могут сравниваться с материалом, и даже словно быть осязаемыми, как “твердые алмазные” отца Федора в «Двенадцать стульев»;
  • Взгляд способен производить самостоятельно какие-либо действия, как в стихотворении «Вместо письма» - “...надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа”;
  • Глаза могут быть даже одновременно и светлыми и темными: “особенно хороши были светлые, черные, продолговатые глаза” у тургеневского Кирсанова из «Отцы и дети»;
  • Нередко взгляд человека отождествляется с животным, как, например, "тяжелый коровий взгляд" старика в повести «Кажется, со мной пойдут в разведку»;
  • У глаз даже имеется вкус, как “чрезвычайно сладкие глаза” Манилова в «Мертвых душах”.

 

Одним из наиболее ярких примеров подобного описания, является взгляд Печорина в произведении «Герой нашего времени»: “...они не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском... То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали, ослепительный, но холодный...”. Создается впечатление, что М. Лермонтов, наделил своего героя холодными глазами серого цвета. Цвета блестящей стали. Однако, в дальнейшем, со слов рассказчика, мы можем узнаем, что главный герой был кареглазым, что полностью опровергает выводы. Такое описание взгляда дает понять читателю всю глубину характера Печорина: его силу воли и характера, которые сочетаются с опустошенностью и неудовлетворенностью к своей жизни.

Отдельно хочется отметить творчество М. Булгакова, в чьих произведениях глаза составляют, пожалуй, один из самых важных компонентов поэтики литературного портрета. При этом писатель может не делать акцента на конкретный цвет, скорее через взгляд он передает внутреннее состояние или же сущность героя. Михаил Афанасьевич, как никто, умел показать именно через силу взгляда все душевные терзания персонажа: “...Глаза синие, громаднейшие..., но только странная муть гнездилась на дне ее глаз, и я понял, что это страх, — ей нечем было дышать.” («Записки юного врача»).

 

Удивительный и редкий талант Булгакова видеть через глаза внутреннюю сущность человека, в полной мере раскрывается через главного героя в романе «Жизнь господина де Мольера» с неказистой внешностью, но с говорящими примечательными глазами: “...Я читаю в них странную всегдашнюю язвительную усмешку и в то же время какое-то вечное изумление перед окружающим миром. В глазах этих что-то сладострастное, а на самом дне их — затаенный недуг, какой-то червь, поверьте мне, сидит в этом двадцатилетнем человеке и уже теперь точит его”.

 

Булгаков наделяет и своих персонажей умением видеть людей через глаза. Так в «Собачьем сердце», в рассуждениях пса Шарика, который научился читать души людей через их взгляд: «О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра. Все видно — у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть

носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится».

В глазах булгаковских персонажей можно прочитать многое, многое они читают и глазах друг друга. При этом автор не забывает подчеркнуть, при этом скорее всего от себе, нежели от лица героя: ничто не ускользнет от опытного взгляда вашего собеседника, помните, что глаза в любом случае выдадут ваши тайные намерения и недосказанные слова.

 

Заключение

 

Читая произведения указанных выше авторов, мы можем, хоть и даже порой бессознательно, визуализировать героя. Описание отдельных черт лица, какие-то характерные персонажу повадки, помогают нам только лишь представить его внешность. Передать всю глубину характера, эмоциональное состояние героя можно понять как раз через его взгляд, что собственно, используют в своих работах все писатели. Впрочем, рассуждать на эту тему можно очень долго, особенно если учесть тот факт, что брали мы для анализа только произведение отечественных авторов.

 

Хочется сделать вывод и подвести окончательный итог: ориентироваться исключительно на форму разреза глаз, густоту ресниц и оттенок радужки, при составлении психологического портрета человека, не разумно. Цвет глаз - это лишь дополнение к “зеркалу души”, главному источнику информации о истинной сущности героя. Причем, это применимо не только к персонажам литературных произведений, но и всех людей в целом.

 

Попробуйте увидеть не простого кареглазого человека, а “мужчину со звездным блеском в глазах”. Или не девушку с раскосыми глазами, а “красотку со взглядом дикой кошки”. Поверьте, ваша жизнь станет не только насыщенней, но и ваши глаза также приобретут свои яркие и красочные эпитеты.

 

P.S. Я не являюсь профессиональным литературным критиком, доктором наук или любым другим супер-крутым литературоведом. Просто хочу поделиться с миром своими мыслями от прочитанных книг и высказать свое мнение.

 

Список упоминаемых в статье произведений:

  •  «Война и мир» Льва Толстого;
  •  «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова;
  •  «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова;
  •  «Другие берега» Владимира Набокова;
  •  «Жизнь господина де Мольера» Михаила Булгакова;
  •  «Записки юного врача» Михаила Булгакова;
  •  «Кажется, со мной пойдут в разведку» Бориса Васильева;
  •  «Лиличка! Вместо письма» Владимира Маяковского;
  •  «Мертвые души» Николая Гоголя;
  •  «Отцы и дети» Ивана Тургенева;
  •  «Собачье сердце» Михаила Булгакова;
  •  «Тихий Дон» Михаила Шолохова;
  •  «Эра милосердия» братьев Вайнеров.
Автор
Свидания Без Слов, Ю.
От:
20 февраля 2016